Де Ниро промахнулся

Пока герои "Ложного искушения" проваливают спецоперации одну за другой, родная страна может спать спокойно: кредит доверия, который выдал автор этой шпионской саги Роберт Де Ниро ребятам в серых плащах, не в силах расшатать ни президент, ни черт в ступе.

Дипломированный филолог Эдвард Белл Уилсон рыщет по трем континентам, разоблачая врагов и отлаживая агентурную сеть. Невзрачная фигурка мелькает то в лондонских переулках, покуда немцы пугают Черчилля авианалетами, то в покоренном Берлине, где наши штирлицы вербуют лучших ядерщиков. А дома Уилсона ждет пухлогубая жена, которая чем старше, тем сварливее. Пацан подрос без отцовской подмоги и норовит подслушать взрослые разговоры. Кисло приходится американскому Бонду: вместо "водки-мартини" – молоко по Yтрам, да свежая газетка, да мрачный кабинет.

Хорошо хоть у южных границ отечества беснуется Фидель, раззуженный нашим кукурузным генсеком. Но и операция в заливе Свиней проваливается с таким треском, что президент требует голов. В перерывах между приступами ностальгии Уилсону предлагается найти заговорщика, убить невесту собственного сына и вообще наладить личную жизнь.

Дилемма полковника Исаева, когда с одного боку Родина-мать зовет, а с другого – жена в кафе "Элефант", пережевывается "Ложным искушением" по тем же семнадцати нотам. Разведчики молчаливы не только в коридорах гестапо, но и в родимом управлении. Маршрут автобуса "дом – офис" не короче, чем "Берлин – Москва". Паранойя превращает человека в госмеханизм с оттенком стали. "Всем сотрудникам спецслужб посвящается" – такую надпись стоило приклеить на начальных титрах.

Герой "Искушения", впрочем, никогда не был душой компании: в Йельском университете только тем и отличился, что, не отрываясь от стишков, сдал преподавателя по литературе да вступил в тайное общество "Череп и кость", кующее будущую элиту государства. Как покусилась на этого увальня девушка с внешностью Анджелины Джоли – одному черту известно. В делах любовных одной наблюдательности мало, а больше Эдварду нечем похвастать. Не удивительно поэтому, что с такими кадрами все операции ЦРУ с блеском проваливает.

Маститый критик намедни разорялся: мол, если бы у нас "сикрет сервис" делали не люмпен-пролетарии, наспех отобранные из ширнармасс, а выпускники Йельского университета, задали бы мы жару империалистам. А чего, собственно, достигли эти славные выпускники? Отрубленные пальцы цээрушных агентов паковали в банки с кофе те самые кубинцы, которых воспитывали отечественные чекисты. Советский шпион Миронов, заделавшись перебежчиком, под скрипочное пиликанье сливал Уилсону какую угодно дезу. Операция в заливе Свиней превратилась весной 1961 г. в бойню – в своем же ведомстве проморгали крысу.

Нелепый миф о могуществе американской разведки в "Ложном искушении", против логики, держится на осечках и провалах. Никто никогда не приглашал янки в клуб великих особистов – там верховодили КГБ, Ми-6, МОССАД. А хваленое ЦРУ занималось грязной работенкой в своей песочнице: торговало кокаином с банановыми республиками, мочило сенаторов и президентов, устраивало охоту на ведьм. Зря Уилсон разрывается между "семьей и долгом" – ему впору ловить карасей и следить за красоткой женой, пока ту сосед не увел.

Роберт Де Ниро не в первый раз усаживается в режиссерское кресло. За его плечами официально – фильм "Бронкская история", неофициально – еще и "Медвежатник". Побаловаться-то можно, но лучше не увлекаться. Схожее усердие проявляют наши музыканты, когда под старость встают за дирижерский пульт. В итоге гениальный виолончелист Ростропович посредственно машет палочкой на радость публике. А гениальный артист Де Ниро ударяется в большое кино, начитавшись псевдодокументальных детективов.

По отдельности каждый в команде блещет талантами: сценарий писал автор "Форреста Гампа" Эрик Рот, за камерой стоял Роберт Ричардсон, оператор Оливера Стоуна и Скорсезе. В ролях – восходящие и нисходящие звезды. Но оркестр не звучит: напрочь лишенные живых эмоций, герои "Ложного искушения" действуют в условном мире, где декорации лишь прикрывают фанерный задник, а не работают на историю. Где диалоги с державным пафосом вырваны из не тех книг. Где нет и толики юмора, тем паче заводной иронии, которой славится та же бондиана. Зрители на последнем Берлинале долго аплодировали фильму, а вот российские прокатчики безбожно оттяпали полчаса хронометража в попытке впихнуть картину в сетку кинотеатров. Не помогло. Этим они еще сильнее запутали и без того не в меру запутанный сюжет. Концов не найдешь.

 

utro.ru