Кино не может быть просто актом обличения, потому что должно соблюдать законы построения художественного произведения, убежден британский режиссер Кен Лоуч, известный прежде всего своими фильмами социальной направленности.
"Кино — очень мощное средство: оно делает то, чего больше никакая форма выражения сделать не может. Прежде всего — это коллективный опыт. Кроме того, фильм — сложно устроенное явление, в отличие от ролика, скажем, на YouTube, который может быть просто пропагандой. Фильм — это не только пропагандистский лозунг, он должен быть завершенным художественным произведением, соблюдающим законы драмы, с ее конфликтом, персонажами, разрешением конфликта", — заявил Лоуч, представляющий в субботу в Венеции свой последний фильм, "Это свободный мир"/ItТs a Free World/.
Речь здесь идет о двух девушках, Энджи и Роуз (Кирстен Уэринг и Джулиет Эллис), которые, оказавшись припертыми к стенке, открывают агентство по трудоустройству и в результате начинают не совсем честно себя вести с нелегальными мигрантами из Польши, Украины, Ирана, которых нанимают.
"Этот фильм снят не для того, чтобы заставить общество в очередной раз возмутиться эксплуатацией мигрантов, как будто об этом не говорили тысячу раз. Главное, что героини в каком-то смысле ведут себя ровно так, как требует от них общество. Мир, ориентированный на соревновательность, на культ предпринимательства, на рынок, устроен таким образом, что ты должен непременно надуть своего ближнего", — утверждает режиссер.
"При этом героини — женщины, они тоже зажаты в угол, у одной из них ребенок, так что мы и им, в общем, сопереживаем", — добавил Лоуч.
"В таких случаях ты просто делаешься заложником ситуации", — добавила Кирстен Уэринг/Keirston Wareing/, для которой картина Лоуча стала первым фильмом: устав от десятилетних попыток получить роль, Уэринг чуть было не пошла в секретарши, так что о положении героинь она знает не понаслышке.
Режиссер, впрочем, тут же добавил, что положение мигрантов ужасно, что они зарабатывают по 5-7 евро в час, в то время как руководители банка Barclays, например, получают 40 миллионов в год, и ситуацию надо как-то менять.
Однако после того, как собравшиеся журналисты начали наперебой перечислять преступления капиталистического общества по отношению к мигрантам, режиссер напомнил, что речь идет прежде всего о художественной картине.
"Фильм, в отличие, скажем, от романа или пьесы, — плод коллективного труда, как бы напыщенно это ни звучало. Вся суть кинематографа в том, чтобы собрать воедино результат труда актеров, операторов, звукооператоров, редакторов, превратить его в нечто целостное. Иногда это удается, иногда нет", — считает Лоуч.
arthouse.ru