Фильм "Пожары" режиссера Вильнева: смешанные чувства

Фильм "Пожары" канадского режиссера Дени Вильнева оставляет зрителей в смешанных чувствах еще долго после того, как они выходят их зала кинотеатра. И это не единственное из-за чего эта работа собрала в прошлом году множество призов на международных кинофестивалях.

Наследство, оставленное Наваль Марван (Любна Азабаль) после смерти своим детям, близнецам Жанне (Мелисса Дезорме-Пулен) и Симону (Максим Годетт), оказалось отнюдь не простым. В него, кроме имущества умершей, вошли и два конверта с посланиями отцу и брату детей, о которых близнецы до этого момента и не подозревали, но которые оказывается еще возможно живы и живут в условной стране на Ближнем Востоке, откуда Наваль эмигрировала в Канаду много лет назад.

Симон сразу же отказывается от этой идеи, Жанна же напротив отправляется на поиски родственников и погружается в никому неизвестную до сих пор драматичную историю жизни своей матери. Настолько драматичную, что развязка ее может легко изменить жизнь близнецов навсегда. Фильм "Пожары" канадского режиссера Дени Вильнева в прошлом году собрал несметное количество призов на фестивалях по всему миру, а у себя дома, в Канаде, и вовсе получил практически все возможные кинопремии, не оставив остальным почти ничего.

 В этом смысле номинация на "Оскар-2011" за лучший иностранный фильм, но не сам приз, выглядит странно, но не сильно трагично. Вообще, 44-летний Дени Вильнев, являющийся одним из самых интересных современных канадских кинорежиссеров, с самого начала своей, пока еще не очень длинной, карьеры не сделал ни одной относительно провальной работы - все его картины удостаивались призов национальных и международных кинопремий, и "Пожары" вполне уверенно продолжают эту традицию.

Эта картина Вильнева похожа на его предыдущие работы гипердраматичностью, которая, впрочем, не делает фильм похожим на продукцию Болливуда, а, наоборот, придает ему должное значение. Так происходит по нескольким причинам, одной из которых можно назвать нечеткое деление героев на плохих и хороших, а также сочетание условности происходящих событий с аллюзиями на вполне реальную историю в Ливане с участием христианской милиции (наклейка на окне "I love Palestina" в одном из кадров поможет любопытным понять о чем идет речь).

 Сам режиссер, правда, этой, почти незаметной, ссылкой и ограничивается - его герои говорят на арабском языке, но без ливанского акцента. Сценарий "Пожаро"” написан по пьесе канадского драматурга и театрального режиссера Важди Муавада (родившегося, кстати, в Ливане, и покинувшего родину в детстве из-за гражданской войны), очень популярного сегодня в театральном мире по обе стороны Атлантики.

 Московским зрителям он знаком по его постановке "Трех сестер", которую показывали на прошлогоднем Чеховском фестивале. Такое сотрудничество талантливых кинематографиста и театрального драматурга и режиссера не могло не дать своих плодов. Удивительный по драматическому накалу сюжет, мастерская режиссура, позволяющая практически незаметно переходить от прошлого к настоящему и обратно оставляют зрителей в смешанных чувствах еще долго после того, как они выходят их зала кинотеатра.

 Сложные чувства испытывают и сами создатели - это заметно в каждом кадре с насилием, которые в любом другом фильме показались бы эксплуатацией, здесь же они действительно являются неотъемлемой частью истории.