Инвестор выберет комфортный город

Кто мы Лондон илиЮжная Корея, Сеул? По какому вектору развития будем идти сточки зрения архитектуры, бизнеса, взаимодействия свластью?" спрашивает гендиректор НДВ-недвижимости Александр Хрусталев.

Без стратегии

Этим вопросом задавался ибывший заместитель мэра Москвы, глава исполнительного комитета Московского урбанистического форума Андрей Шаронов (сейчас ректор бизнес-школы Сколково), который стал инициатором разработки Стратегии-2025. Основополагающий документ должен был показать, чего нехватает городу поразным вопросам демографическому, градостроительному, культурному ит. д., какие угорода сильные ислабые стороны. Стратегия это скорее отказ отчего-то. К сожалению, внашей российской традиции кактолько мы начинаем писать программные документы, рано илипоздно скатываемся кпринципу всем сестрам посерьгам. Но нужно набраться мужества иуметь сказать: вот этим иэтим мы заниматься нестанем, так каксравнительные показатели говорят, что здесь мы никогда небудем лидерами ине достигнем высот, авот вдругой сфере угорода, напротив, есть большие шансы, рассказывал Шаронов винтервью Ведомостям в2011 г.

Московское правительство Шаронов покинул, а Стратегия-2025 так пока иостается проектом. Будет ли она принята? Скорее нет, чем да, говорят встоличной мэрии. Мы неможем сидеть иничего неделать вее ожидании, объясняет высокопоставленный чиновник мэрии. Правительство Сергея Собянина приняло 16 городских программ, которые охватывают все сферы жизнедеятельности города: Жилище, Столичное здравоохранение, Столичное образование, Культура Москвы, Градостроительная политика ит. д. А перед выборами мэра Москвы впрошлом году Собянин заявил еще ио семи приоритетах, покоторым должен развиваться город: решение транспортных проблем, развитие образования издравоохранения, комфортность проживания, социальная защита, безопасность иоткрытость власти.

Однако есть ощущение несогласованности работы городских структур, ия считаю, что очень помогло бы, если бы родилась некая открытая, детально проработанная и, самое главное, долгосрочная концепция развития города вперспективе, например до2050 г., говорит Владимир Лукин, старший директор Oracle. Слабую согласованность между собой всех городских программ отмечает ипартнер Strategy Partners Group Александр Ованесов, который консультирует московских чиновников понескольким темам.

Смогут ли нынешние власти вэтом случае вывести столицу России наконкурентный уровень? По каким параметрам ис кем конкурирует Москва?

Города конкурируют между собой зачеловеческий ресурс иза инвестиции, говорит Шаронов. Важен истрановой фактор. Город ограничен втом числе конкурентными ресурсами страны: это вопросы рейтинга, визового режима, политического восприятия России, соглашается Ольга Архангельская, партнер EY. По словам Шаронова, параметры, покоторым люди выбирают один илидругой город, достаточно хорошо описаны вразных рейтингах: длячеловека это можно назвать качеством жизни, адля бизнеса качеством деловой среды, инвестиционного климата.

Москва врейтингах

На долю Москвы приходится более пятой части ВВП страны, свыше 4/5 финансовых потоков России иболее половины банковских активов. 23% всех прямых иностранных инвестиций вРоссии приходится наМоскву. Но даже стакими вводными Москва небезусловный лидер среди российских регионов попривлечению инвестиций. Если в2005 г. доля Москвы вобщем объеме инвестиций вРоссии составляла 12,6%, ав ЦФО 47,3%, то в2012 г. 8,0 и37,4% соответственно.

Москва конкурирует заинвесторов каквнутри России, так ина глобальном рынке. В индексе конкурентоспособности городов мира (The Global City Competitiveness Index) журнала The Economist Москва находится посередине: 58-е место из120 городов, апо показателю экономический потенциал на32-м месте. Москва традиционно высоко оценивается поэкономической активности ивозможностям ее включают в15-20 поинвестиционным возможностям. С другой стороны, покачеству жизни она уходит вразных рейтингах вовторую сотню. Деловая активность икачество жизни находятся далеко друг отдруга. Что это означает? Качество жизни отрицательно влияет наделовую активность. Когда есть несколько сопоставимых проектов внескольких городах, нов одном изних теплее, безопаснее, чище продукты, ближе спортивные площадки, то сбольшой вероятностью выберут именно этот город. В этом смысле это угроза дляэкономической активности, иэтим надозаниматься, комментирует Шаронов.

Для инвесторов

На Московском урбанистическом форуме руководитель департамента экономической политики иразвития Москвы Максим Решетников представил Инвестиционную стратегию Москвы до2025 г. (проект опубликован дляобсуждения насайте департамента экономической политики иразвития). Ее сами чиновники называют скорее составной частью Стратегии-2025. Основная цель развития Москвы вцелом превращение вглобальный город, удобный дляжизни ибизнеса, говорится вдокументе.

Стратегическими целями инвестиционной политики Москвы вчасти улучшения условий ведения бизнеса указано несколько составляющих. Это снижение стоимости ведения бизнеса засчет упрощения административных процедур, продуманной налоговой политики, ограничения стоимости подключения ииспользования инфраструктуры. Власти надеются привлечь частных инвесторов всферы, традиционно финансировавшиеся преимущественно засчет бюджетных средств, втом числе засчет вовлечения вхозяйственный оборот имущества Москвы. Также московские власти хотят улучшить инвестиционный имидж Москвы. Существует разрыв ввосприятии те, кто неработает вМоскве, представляют ее значительно хуже, чем она есть вреальности, объясняет Решетников. Например, только пятая часть опрошенных потенциальных инвесторов считают, что окупаемость вложений вроссийскую экономику превышает средние значения, тогда каксреди работающих вгороде таких половина.

Москва выигрывает уведущих городов мира ценовую конкуренцию, нопроигрывает покачественным параметрам (среда дляведения бизнеса, кадры, уровень развития НИОКР, качество жизни), говорит Решетников. У руководителя практики Plant Location International (IBM) Роела Шпи такое же мнение: Москва сейчас находится посередине между качеством иценой, нонужно двигаться всторону качества. Если сравнивать сроссийскими регионами иВосточной Европой, Москва выигрывает покачественным параметрам, нопроигрывает поиздержкам ведения бизнеса, прежде всего постоимости рабочей силы.

С точки зрения бизнес-среды необходимы понятные административные процедуры, прозрачность процедур согласования, наличие проектов дляинвестирования, дляиностранных также макроэкономическая стабильность, устойчивость иконвертируемость валюты, говорит Шаронов. У различных видов бизнеса своя специфика. С точки зрения нашей компании, важными факторами являются четко работающая транспортная инфраструктура, наличие высококвалифицированных специалистов именеджеров, удобная, экономичная имасштабируемая офисная среда, говорит Михаил Кристев, директор поразвитию бизнеса иработе спартнерами ООО Сиско системс.

Москва старается улучшить инвестклимат вгороде, утверждает представитель мэрии. Например, запоследний год существенные изменения произошли впроцедуре торгов поземельным участкам: она стала прозрачнее. Упрощен порядок участия вземельных аукционах всоставе заявки участники подают всего три документа. Информация опроведении торгов (с указанием характеристик объекта, фотоматериалами иситуационным планом) размещается наофициальном интернет-сайте. Неотъемлемым компонентом заявочной кампании стала процедура проведения роуд-шоу повсем земельным участкам, выставляемым наторги.

С точки зрения smart city город запоследние два года предпринял большие усилия, результаты этих усилий заметны науровне какбизнеса, так ипростых горожан, считает Лукин. Другое дело, что невсе люди знают, что существует ичто им предлагается. В частности, есть мобильное приемное правительство Москвы, оно доступно навсех смартфонах, ноо нем мало кто знает. Это касается транспорта, стоимости кадров, стоимости офисов, налогового итрудового законодательства (в данном случае федерального). Например, можно работать издома дляэтого сейчас все есть. Но сточки зрения законодательства наш кодекс законов отруде привязывает работника кего рабочему месту. С этой точки зрения работодатель позакону обязан предоставить ему рабочее место. Нет понятия работа издома, оно отсутствует, поэтому поощрять людей работать издома получается подталкивать их кнарушению законодательства, говорит Лукин.

По словам Шпи, одним изключевых показателей эффективности привлечения прямых иностранных инвестиций является количество вновь создаваемых рабочих мест. Согласно исследованию в2012-2013 гг. Россия заняла вобщем рейтинге 8-е место (200000 рабочих мест), авозглавил рейтинг Китай (более 1 млн). Москва это сильный, крупный рынок, нонеобходимо улучшать инвестиционную привлекательность города, говорит Шпи. В Москве сформированы, какни водной стране мира, почти все денежные средства. Получая этот поток, Москва тем неменее осталась некреативной, считает Хрусталев. Он приводит пример: сейчас предприятия уходят вМосковскую область, если ты инвестируешь 30 млн руб., то компании выдают специального куратора, который оказывает содействие.

Хотя город проводит определенную политику сточки зрения позиционирования города среди инвесторов, бизнес невполне понимает, что такое Москва, говорит Архангельская: Это культурная столица, это транспортный узел, это промышленный центр. Да, понятно, что это все вместе, ноопределенные акценты иприоритеты должны быть расставлены.

Для людей

Когда мы приглашаем своих коллег-иностранцев вМоскву, мы можем организовать максимум 2-3 встречи вдень. У тех, кто впервые приезжает, это вызывает удивление: почему так мало удается провести встреч? Ведь закаждой встречей стоят большие контракты, которые либо заключаются, либо незаключаются, рассказывает Лукин. Объяснение простое: Москва задыхается впробках.

Инвестиционный климат города на60% зависит оттого, насколько он удобен иприятен дляжизни. При высокой плотности населения Москвы уровень транспортной инфраструктуры чиновники называют критически недостаточным. Протяженность улично-дорожной сети (по оси проезжей части) составляет 3600 км, втом числе магистральной 1322 км. Дефицит чиновники оценивают в350-400 км. Вдобавок более 40% рабочих мест находится вцентре. А из-за радиально-кольцевой схемы дорог автомобилисты вынуждены совершать перепробеги: попасть всоседние районы вбольшинстве случаев можно только черезцентр. В итоге средняя скорость перемещения вМоскве менее 20 км/ч.

Согласно исследованию Института экономики города Москва попадает вгруппу несамых комфортных дляжизни мегаполисов попоказателям плотности населения икачества жизни. Ключевыми проблемами столицы эксперты называют перенаселенность исерьезный недостаток обеспеченности социальной икоммерческой инфраструктурой районов, особенно между Третьим транспортным кольцом иМКАД.

По словам исполнительного директора фонда Институт экономики города Татьяны Полиди, важную роль играют также цены нанедвижимость. К примеру, вЛондоне илиНью-Йорке цены коррелируют сналичием высококачественной городской среды, необходимых социальных икоммерческих услуг, однако вМоскве высокая цена держится даже нате объекты недвижимости, которые вряд ли назовешь качественными.

В инвестиционной стратегии Москва предлагает работать над сбалансированным развитием жилой, транспортной исоциальной инфраструктуры Москвы, атакже созданием комфортной городской среды, повышением качества жизни. Качество жизни безопасность, экология, социальная инфраструктура, наличие объектов культуры.

Эксперты считают, что московские власти должны слышать пожелания жителей. Не надообъявлять конкурсы насоздание позитивного образа Москвы, носоциальные тренинги ипрактики, чтобы учить людей вмикрорайонах, отдельных дворах быть соисполнителями вформировании системы открытых данных. Эту задачу можно было бы решить ииспользовать длядемонстрации Москвы нетолько какпривлекательного рынка, нои какпривлекательного места дляработы слюдьми, очем шла речь, говорит Станислав Наумов, президент РАСО. Москва развивается хаотично всвязи сотсутствием пресловутой стратегии, говорит Платон Миронов, руководитель проектов НИС Глонасс: Жители района ст. м. Октябрьское Поле просили нерасширять трассу довосьми полос, которые сходятся втри полосы напутепроводе отОктябрьского Поля доул. Алабяна. Главный инженер неможет ответить, зачем ему еще одна полоса скаждой стороны ичто он планирует делать свырубкой деревьев, которые поего плану невосстанавливаются. Позиция жителей наобщественных слушаниях неособо хорошо слышна.

Москва огромный мегаполис истолица РФ. Уже вближайшем будущем дляэффективного управления городом помимо традиционной транспортной сети потребуется иинформационная сеть, ккоторой будут подключены все городские объекты, включая камеры, датчики, светофоры ифонари, рассказывает Кристев. Наступает эра всеобъемлющего интернета: уже сейчас количество подключенных устройств сравнялось снаселением планеты, прогноз на2020 г. 50 млрд подключений. Для эффективной обработки информации, поступающей сэтих устройств, потребуются вычислительные мощности, которые сегодня трудно представить. Чтобы избежать информационного коллапса вбудущем, нужно заранее планировать ИКТ магистрали. Скоро цифровая нервная система сравняется поважности страдиционным транспортом.