Старосветская Европа

Автор нового масштабного фильма о Гоголе определенно решил проделать за своим героем весь его жизненный маршрут.

Российская газета:  Что значила для Гоголя Европа?Игорь Золотусский: Это встреча с европейской цивилизацией. В Швейцарии перед лицом Гоголя стоят три фигуры. Байрон (в Швейцарии Гоголь посещает Шильонский замок, где томился герой поэмы "Шильонский узник"). Жан Жак Руссо, который родился в Женеве.

И Вольтер, имение которого, Ферней, находилось под Женевой. Байрон - "поэт гордости", как писал Пушкин. Руссо - великий философ, который начинает с утопических идей, надеется построить рай на земле без Бога, но в конце концов все-таки приходит к Богу. И Вольтер - великий скептик, гордец ума. На территории своего имения он построил церковь и написал на ее фронтоне огромными буквами: "Вольтер - Богу".

Кого выбирает Гоголь из этих фигур? - вот главный вопрос, который нас интересовал. Мы снимали в Женеве, в Шильонском замке и в городке под названием Вивей на Женевском озере, где Гоголь писал "Мертвые души", а затем Достоевский - "Идиота".

РГ: Путь Гоголя и Достоевского в Швейцарии повторяется. Это случайно?Золотусский: Параллели возникают, если сравнить "Мертвые души" с "Идиотом", но все-таки их жизнь в Швейцарии протекала по-разному. Достоевский приезжает в Женеву с молодой женой, там рождается и умирает их маленький ребенок. Кстати, Вольтер тоже жил в Вивее. Это маленький городок находится рядом с Монтрё, где провел конец жизни Владимир Набоков.

Гоголь поднимался на вершину Монблана. Монблан крупным планом виден с балюстрады поместья Вольтера. Четверо суток Гоголь поднимался на вершину. Это символично, потому что с вершины Монблана он как бы бросал взгляд на Европу, на ее культуру и делал свой выбор как будущий автор "Выбранных мест из переписки с друзьями" - этой концентрации его взгляда на Россию, Европу и весь XIX век.

Дальше - Париж. Гоголь попадает в самый центр европейской цивилизации, которая живет политикой, деньгами, газетными новостями. Газеты предлагают даже в нужниках, как пишет Гоголь. Вывод, который он делает для себя в Париже: поэт не создан для мирской суеты. Париж он опишет уже в Риме, как антипод Вечному городу, вечной культуре, тишине, сосредоточению. Тем не менее, хотя Гоголь остался недоволен Парижем, он был восхищен спектаклем, посвященным юбилею Мольера, который он посмотрел в "Комеди Франсез". Но главная фигура для Гоголя в Париже - это Наполеон, символ величия. На Вандомской площади стоит колонна, вылитая из взятых в плен пушек, на вершине которой в тоге римского императора и лавровом венце стоит фигура Наполеона. Наполеон - это тема " Мертвых душ". В романе он пародируется, за Наполеона принимают Чичикова. Эта же тема встречается в "Старосветских помещиках", где Гоголь пишет о естественной жизни старичков, сравнивая их с людьми, завоевавшими полмира и оставшимися в конце жизни на куске земли, на котором нельзя посеять даже картошки, - прозрачный намек на каменистый остров Святой Елены, где умер Наполеон.

РГ: Что значил для Гоголя Рим?Золотусский: Удаление от суеты, покой. Ему нужно было остыть и успокоиться. Юг, ненатопленное тепло. И, наконец, - окружение совершенного искусства, скульптуры, живописи, архитектуры. Это прекрасно рифмуется с его вечной тягой к поэтическому совершенству. Леонардо, Микеланджело, Рафаэль, Тициан. И все это рядом, на вилле Боргезе, недалеко от его квартиры. Вечность, простота и величие старины. Как будто заехал к старосветским помещикам, шутил он. Мы снимали также возле мастерской Александра Иванова, написавшего в Риме картину "Явление Христа народу", где изображен Гоголь. В мастерской Иванова сейчас находится мастерская какого-то итальянского художника, который пустил нас внутрь.

Затем мы отправились во Флоренцию. Нас интересовали два места: галерея Уффици, где находится картина Леонардо "Благовещение" (одна из почитаемых Гоголем), и дворец Питти, где расположено лучшее собрание Рафаэля. Рафаэль - художественный идеал и Гоголя, и Иванова.

Естественно, находясь в Италии, мы не могли не озвучить тему "Гоголь и католицизм". Существует миф, будто Гоголь хотел поменять конфессиональную веру. В Италии он познакомился с Зинаидой Волконской, бывал на ее вилле в Риме. Волконская была католичкой. У нее Гоголь встретился с двумя польскими священниками, и они якобы уговорили его обратиться в католика. Это не так и в фильме это доказывается. Кроме того, что есть непосредственные высказывания Гоголя о католицизме, достаточно вспомнить его "Тараса Бульбу". Перед тем, как Андрий предает отца, он идет в осажденный город подземельем, где находится католическая церковь, которая символически предваряет факт измены.

РГ: Однако Владимир Солоухин именно этой сценой обосновывал католицизм Гоголя. Мол, в этом предательстве он изобразил свой собственный путь.Золотусский: Это один из самых популярных мифов о Гоголе. Кстати, Владимир Солоухин спрашивал меня о движении Гоголя в сторону католицизма, и я ответил, что это миф и тому есть серьезные доказательства.

РГ: Практический вопрос. Известно, как бедно жил в Швейцарии Достоевский, проигрывая все деньги. А на какие средства жил Гоголь?Золотусский: Во-первых, он заработал немалую сумму денег на постановке "Ревизора". Одновременно с постановкой пьеса вышла отдельным изданием. Когда он выезжал из Петербурга, у него было около трех тысяч рублей. Во-вторых, уже из Европы он обратился к Жуковскому с просьбой, чтобы тот убедил царя назначить ему пенсион. И царь выделил ему пять тысяч на проживание единовременно.

РГ: По сути, заплатил за сатирическую пьесу о России.Золотусский: И авансом - за "Мертвые души". Да, господи, если бы не было Николая, не было бы и постановки. В петербургских сериях у нас будет сюжет о случайной встрече Николая и Гоголя в театре. Тогда ведь не было специального прохода в "правительственную ложу", Гоголь и царь должны были подниматься по одной лестнице.

РГ: Когда планируется завершение работы?Золотусский:  Думаю, в конце года наши съемки закончатся и начнется монтаж. А в будущем году, возможно, ко дню рождения Гоголя на канале "Культура" будет показан фильм. Очень прошу назвать всю нашу съемочную группу, без которой фильма просто не было бы. Режиссер - Виктор Спиридонов, шеф-редактор - Татьяна Земскова (она когда-то делала знаменитые "Встречи в Останкино"), оператор - Юрий Журавлев (мы с ним сняли десятки фильмов), директор - Сергей Степанов и инженер - Константин Матвеев.

rg.ru