Трансформация нашего времени

Развитие вселенной трансформеров достигло своего апогея. Родившись в производственных цехах американской компании Hasbro, она воплотилась сначала в популярных игрушках, затем в комиксах, мультсериалах и, наконец, в фильме главного "пиротехника" Голливуда Майкла Бэя. И при всех режиссерских просчетах, которых в фильме немало, совершенно очевидно, что Бэй родил новую франшизу, которая станет одной из самых прибыльных в ближайшие несколько лет.

Для начала немного истории. Давным-давно, в одной далекой галактике на планете Кибертрон бушевали войны трансформеров. С чего они начались, сейчас установить уже не представляется возможным.

По одной версии, меняющие форму и обладающие сознанием роботы были созданы расой Квинтессонов, но позже восстали против своих хозяев и создали свою цивилизацию, основными представителями которой стали автоботы и десептиконы.

Мир на планете продолжался недолго, поскольку созданные для войны десептиконы решили захватить власть над всей планетой. Разгорелась новая гражданская война, длившаяся с переменным успехом миллионы лет. Ресурсы планеты были истощены, и группа автоботов во главе с великим стратегом Оптимусом Праймом отправилась на корабле "Ковчег" на поиски новых источников энергии.

Корабль был перехвачен десептиконами во главе с ужасным Мегатроном. В результате завязавшейся битвы обе стороны понесли большие потери, и флагманы обеих сторон рухнули на Землю в жерло потухшего вулкана. Все трансформеры были деактивированы. В конце 20-го века вулкан вновь пробудился и запустил процессоры роботов. Война разгорелась с новой силой уже на Земле, и немаловажную роль в ней стали играть люди, в частности семейство Уитвики.

Майкл Бэй предложил несколько иной вариант развития событий, чем в мультсериалах. Его трансформеры заняты поиском уникального источника энергии под названием Искра, который способен вдохнуть жизнь в любые механизмы и, в зависимости от того, в чьих он манипуляторах, создавать либо автоботов, либо десептиконов. Случайно Искра падает на Землю, и обе расы роботов высаживаются на планету людей ради решающей битвы.

С самого начала было понятно, что создатель "Перл-Харбора" и "Армагеддона" Майкл Бэй - лучший претендент на режиссерское кресло в проекте "Трансформеры", поскольку его умение снимать масштабные сцены, в которых горы искореженного металла обильно поливаются патокой любовной лирики, не подвергалось сомнению. Участие же в качестве продюсера Стивена Спилберга гарантировало фильму серьезные инвестиции и нетривиальный кастинг. И вот именно последнее является основным достоинством "Трансформеров".

Молодому актеру Шайе Ла Бефу, уже доказавшему в 2007 году свой потенциал в картине "Паранойя", которая держалась в десятке самых кассовых фильмов много недель подряд, удалось совершенно невозможное - затмить собой всех трансформеров вместе взятых, равно как и своих маститых коллег, вроде Берни Мака, Джона Туртурро и Джона Войта. Именно Ла Бефу фильм будет обязан значительной частью своего кассового успеха, потому что он сумел превратить его из очень дорогого и бессмысленного фантастического боевика в настоящую феерию.

В свое время примерно такое же значение для превращения заурядных историй в настоящую киноклассику имели Харрисон Форд в "Индиане Джонсе" и Брюс Уиллис в "Крепком орешке". Безусловно, речь не идет о буквальных сравнениях, но лишь о влиянии персонажа на судьбу фильма. Что же касается других действующих лиц, вроде столь сильно разрекламированной начинающей актрисы Меган Фокс, то абсолютно всех их можно было бы без зазрения совести заменить на других, а саму Фокс отправить сниматься в рекламных роликах автокосметики.

"Трансформеры", несомненно, самый патриотичный фильм Майкла Бэя в частности и Голливуда вообще. И дело даже не в развевающихся американских флагах и мужественных ветеранах, пускающих слезу под звуки национального гимна. Такого эффектного изображения достижений американской инженерной мысли зрители ранее не видели.

Причем это касается как гражданской техники, так и военной. Истребители F-22 Raptor, самолеты OV-22 Osprey, автомобиль "Понтиак Солстайс", в который превращается автобот Джазз, спортивное купе "Шевроле Камаро", являющееся второй сущностью Бамблби, и так далее. Все эти технические прелести продемонстрированы с таким вдохновением, что компании-производители просто обязаны установить в своих цехах золотые изваяния Майкла Бэя.

Вообще по обилию продакт-плейсмента "Транформерам" наверняка будет принадлежать своеобразный рекорд. Особое место занимают перспективные и уже поступившие в продажу мобильные телефоны, которые многократно появляются в картине и подвергаются детальному изучению. Правда, тут не обошлось и без откровенной насмешки. В одном из эпизодов министр обороны США называет Nokia японской компанией.

Про самих трансформеров много говорить не имеет смысла, это надо видеть. Будет лишь уместно сказать, что ничего подобного ранее на экранах не было. Майкл Бэй в полной мере оправдал свой статус главного баталиста и специалиста по разрушению металлических конструкций. По сравнению с нападением Блэкаута на американскую военную базу в Катаре все сражения "Перл-Харбора" - любительская киносъемка миграции жаворонков.

Но вот с чем Бэй откровенно не справился, так это со связками между эпизодами ураганного действия и выяснения отношений между персонажами. Они вышли вялыми и временами даже откровенно слабыми. Патетические речи трансформеров и идиотизм американских чиновников могли бы полностью испортить впечатление от фильма, если бы не тот же Шайа Ла Беф, прекрасно заполняющий прорехи в смысловом наполнении своей персоной.

Не избежал Бэй и очевидных заимствований. Так, гротескный десептикон Френзи, умеющий превращаться почти в любую бытовую технику и стремящийся большую часть фильма выкрасть государственные секреты США, по стилю поведения очень напоминает всем известную саблезубую белку из "Ледникового периода". Но обвинять режиссера в буквальном плагиате все же нельзя, ибо этот персонаж является вполне самостоятельным и сделан от души.

В заключении стоит сказать, что Майкл Бэй вкупе со Стивеном Спилбергом в любом случае, что называется, попали в десятку. Их фильм, очень точно манипулирующий страстью мальчиков всех возрастов к "машинкам" и "танчикам", в то же время обязательно понравится своей легкостью и недвусмысленными шутками девочкам.

А что касается продолжения, то оно неминуемо. Хотя бы потому, что главный десептикон Мегатрон бряцал в картине железными мускулами подозрительно мало, а финальные сцены фильма просто вопиют о том, что в следующий раз он продемонстрирует себя в полной красе. Ну и потому, что кассовые сборы "Трансформеров" будут одними из самых внушительных в 2007 году, а уж в чем-чем, а в стремлении трансформировать успех в новые многомиллионные прибыли Голливуду умения не занимать.

lenta.ru