Украинское кино умерло?

Владимир Тихий – один из востребованных украинских режиссеров. Вопреки критическому состоянию национального кинематографа он снимает интересные фильмы, которые хорошо принимает зритель.

Корреспондент "КС" выяснял,как ему это удается.

– Владимир, как вы пришли в кино? – Заниматься кино я мечтал с детства. Мне казалось, что лучшей профессии просто не существует.

Было интересно, как снимается фильм, как режиссер руководит этим процессом, актерами, которым надо постоянно перевоплощаться.

– Родители приняли вашу увлеченность? – Я вырос в cемье, далекой от кино, и родители отнеслись к моему выбору весьма скептически. А мой дядя-художник, как человек искусства, заявил: "В театральный ты вряд ли поступишь, поскольку там все "по блату". Но, к его удивлению, я таки поступил, выдержав конкурс шесть человек на место. Мне повезло, я попал на курс к Михаилу Герасимовичу Ильенко. Он много мне дал как творческая личность и настоящий мастер.

– Какое кино повлияло на ваш профессиональный выбор? – Американское, французское, немецкое кино конца 60-х – начала 70-х годов – очень демократичное, исполненное свободы. В тот мир очень хотелось попасть. Такие фильмы стимулировали к творчеству. А если бы я тогда смотрел гламурные мелодрамки, вряд ли мне захотелось бы стать кинорежиссером.

– Кто ваши кумиры мирового кино? – Их много. Например, Роберт Родригес, Мартин Скорсезе, которому вручили "Оскар" за фильм "Отступник". Выйдя на сцену за наградой, вместо того чтобы произнести традиционную благодарственную речь, он вдруг сказал: "Я всю жизнь снимаю хорошие фильмы, а "Оскар" мне дали почему-то именно за "Отступника". Настоящий мастер всегда трезво оценивает свое творчество.

– Ваша первая самостоятельная работа? – В начале 90-х, когда я был еще студентом, в Киеве появились первые студии производства рекламных роликов. Бизнесмены тех лет не совсем хорошо понимали стратегию рекламы. Снималась реклама всякой дребедени: проката подержанных автомобилей, б/у мебели, алкогольных напитков "пиратского" производства.

Помню, один начинающий бизнесмен тогда пожаловался, что купил два вагона джина, разбросал его по торговым точкам, а народ не покупает: ему невдомек, что джин без тоника – редкая гадость. А как это объяснить потребителям, бизнесмен не представляет.

И тогда мы сняли ролик, объясняющий, почему джин нужно пить с тоником.

– В чем, по-вашему, отличие коммерческого кино от художественного? – На постсоветском пространстве пока все воспринимается как товар, кино в том числе. И этот товар должен продаваться. Конечно, легче всего продать бренд. Порой доходит до абсурда. Например, Кира Муратова – специфический режиссер, вряд ли кто-то отважится назвать ее режиссером для масс. Но это имя давно стало брендом, и теперь ее работы стали продаваться. Конечно, хочется, чтобы фильм был не только товаром, но и истинным произведением искусства.

– Хотите ли вы снять по-настоящему авторский фильм? – По большому счету, каждый режиссер ориентируется на определенный круг близких ему людей, на их вкусы. Так или иначе, любой, даже самый прагматичный фильм, носит авторский отпечаток.

– А сами вы снимались в кино? – Студентом я снимался и в массовках, и в киноработах моих товарищей. Но не могу сказать, что получал от этого большое удовольствие. Все настоящие артисты хотят быть в центре внимания – это их внутренняя потребность. И если бы они не стали актерами, то были бы общественными деятелями. Играть могут все, но сделать это своей профессией и при этом комфортно себя чувствовать дано не каждому. Актером нужно родиться.

– Расскажите о своей работе с Андреем Данилко. – Когда появился канал "1+1", меня пригласили туда режиссером "Телемании". Однажды меня позвали на встречу с Александром Роднянским. У него в кабинете сидели Андрей Данилко и его продюсер Юрий Никитин. Нам предложили сделать юмористическое ток-шоу, рассчитанное не только на украинскую, но и на российскую телеаудиторию. В то время Андрей уже снялся в рекламном ролике, прославившем его на всю Украину. Может, помните, он стоит возле поезда: "Мальчик, не лапай колеса руками". Но опыта у него еще не было.

Работать с Андреем было интересно и увлекательно, хотя поначалу он страшно волновался: Данилко – человек очень эмоциональный. Проект пошел. Как и было задумано, сделали его национальным и затем продали в Россию.

– В чем секрет его успеха? – Думаю, это получилось за счет таланта и новизны. Старый юмор был уже неинтересен, а этот действительно талантливый персонаж сумел покорить публику. В течение полугода Андрей Данилко стал мегазвездой. А потом мне пришлось уйти из "СВ-шоу": у меня появилось то, что меня интересовало больше – кинопроект "Мойщики автомобилей".

– Недавно на телевидении с успехом прошел фильм "Доченька моя" – трогательная драма с хеппи-эндом. Как вам работалось над картиной? – У нас сложился прекрасный коллектив – хорошие артисты и съемочная группа. В главных ролях снимались Алексей Кортнев и Владимир Капустин, их самоотдача была максимальной. Я планирую, по возможности, приглашать их и в дальнейшем.

Приятно, что у нас вышел хороший, качественный телевизионный продукт. Фильм получил хороший рейтинг на канале СТБ, сейчас его продвигают на другие украинские телеканалы и в Россию. Скоро он выйдет на DVD.

– Чего, на ваш взгляд, не хватает сегодня украинскому кино? – Собственно говоря, самого кино и не хватает. Как-то так сложилось, что в советские времена кино делали по указанию сверху. Но стоило исчезнуть "руководящей партии" – и все развалилось. Сама кинематографическая структура оказалась нежизнеспособной. Нужно честно констатировать факт смерти украинского кинематографа. Союз кинематографистов лишился своей непосредственной причастности к кинопроцессу. Студия Довженко фактически стала музеем, там делают все, что угодно, но только не украинское кино. Сегодня в кино должны прийти грамотные, думающие продюсеры, понимающие свою роль и свои задачи. К тому же у нас никто серьезно не занимается прокатным кино. Не всякая страна может окупить производство прокатных фильмов. К сожалению, к таким странам относится и Украина. В Европе каждый здесь находит свой выход: поляки и чехи подключили к кинопроизводству телевидение, в России существуют серьезные национальные дотации. А у нас до сих пор решения не найдено.

– Над чем вы сейчас работаете? – Заканчиваю телевизионный фильм "Гудзик" по роману Ирэн Роздобудько. Это красивая история о любви, я бы даже сказал, баллада. Действие фильма происходит в 80-е годы и в наши дни. Со мной работал замечательный оператор Слава Пилунский, отличные актеры – в главных ролях Виктория Исакова, Анатолий Пашинин, Анна Кузина. Часть фильма снимали в Карпатах, часть – в Киеве. Сейчас картина в монтажно-тонировочном процессе, к весне она будет завершена.

– Были ли в вашей работе курьезные моменты? – Помню очень смешную, даже пикантную ситуацию с Андреем Данилко. Однажды перед самым его выступлением в одном из киевских клубов у него не оказалось главного "реквизита" – груди (делал он ее из презервативов, это было удобно и выглядело очень убедительно – с "пимпочками"). А было уже 11 часов вечера, ему вот-вот на сцену. Андрей бросается к ближайшему ларьку: "У вас презервативы есть?". Девушка отвечает: "Нет". Он, немного подумав: "Тогда давайте воздушные шарики!". Немая сцена…

fraza.com.ua