В Нью-Йорке открылся фестиваль еврейских фильмов

Вчера в Нью-Йорке, в Линкольн центре открылся 21-й Нью-йоркский фестиваль еврейских фильмов, который продолжится до 26 января.

На фестивале представлено 35 фильмов из 11 стран. Большинство - нью-йоркские и мировые премьеры.

Фестиваль открылся израильским фильмом "Маbul" ("Потоп") режиссера Гая Натива.

Фильм неоднозначный. Это история взросления 13-летнего мальчика накануне бар мицвы, которая, увы, не всегда совпадает с физическим и нравственным возмужанием.

Йони (Йоав Ротман) самый маленький в классе и истязает себя подтягиванием с грузом на ногах и таинственным бальзамом для роста мышц, который он покупает у спортсменов. Деньги Йони зарабатывает, делая домашние задания по всем предметам для своих одноклассников и даже для старшеклассников. Умница! Но бар мицва уже на носу, а зарубки на двери растут медленно.

Йони живет с родителями, но он понимает, что семья разваливается: отец потерял работу, у матери (Ронит Елкабетц) – любовник, вокруг циркулируют сплетни.

Йони тяжело переживает разрыв родителей, но у него свои проблемы: он готовится к бар мицве, учит библейскую легенду о Ноевом Ковчеге, которую должен прочесть, и всякий раз к огорчению раввина, засыпает.

Хочет хоть что-нибудь сделать достойное мужчины, например, научиться серфингу. Но тут не все в порядке: волны для серфинга не те. Настоящие волны - в Новой Зеландии. Но это очень далеко.

Вскоре, однако, Йони получает шанс повзрослеть. Заведение, где десять лет содержался его старший брат, страдающий аутизмом Томер, закрылось из-за нехватки средств, и родные вынуждены забрать его домой.

Приезд Томера ставит перед семьей новые трудности. Отец в депрессии. Мать разрывается между работой и обслуживанием тяжело больного сына. Йони, встретивший возвращение Томера резко отрицательно, начинает понимать, что кроме него позаботиться о брате некому.

Осознанная необходимость, которая, как нас когда-то учили, и есть свобода, перерастает в родственную привязанность и желание помочь родному страдающему человеку. Больной это чувствует.

Семья поневоле концентрируется вокруг Томера. Общее горе объединяет родителей, и уже нет речи, чтоб найти для него другое заведение. Томер остается в семье - таков основной гуманистический посыл фильма. На Йони ложится забота о больном брате.

К своей бар мицве он стремительно взрослеет, хотя вряд ли набрал в весе и росте. Бар мицва - апофеоз фильма. В ней принимает участие вся семья и Томер читает легенду о Ноевом Ковчеге, которую он выучил по слуху…

15-летний Йоав Ротман показал себя профессиональным актером. Удивительно, как скупо, одним движение глаз, он передает разные состояния своего героя. На фестивале в Хайфе он получил премию за уникальный артистический вклад в израильское кино.

Премию - за лучшую роль второго плана - получил 24-летний Михаэль Мошонов, сыгравший роль Томера, актер, музыкант и телекомментатор, два года изучавший поведение больных аутизмом в специализированных больницах.

На интернациональном фестивале в Хайфе в 2010 году "Мабул" был признан лучшим художественным полнометражным фильмом и получил премию за лучший сценарий. Пресса отметила замечательную игру Ронит Элкабет в роли Мири - матери Томера и Йони.

Гай Натив - сабра. Родился в 1973 году в Тель Авиве, где живет и поныне. "Мабул" - его второй полнометражный фильм. Первый – "Чужаки" ("Strangers") получил интернациональное признание и участвовал в разных кинофестивалях.