В Анапе секс есть

Завершился 16-й Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. Сохраняя за собой имя "Киношок", этот фестиваль давно уже ищет свой интерес не в скандале и не в эпатаже. Он патрулирует постсоветское пространство, выслеживая там ростки кинематографической жизни и по осени собирая их в букет. Тем не менее из его программ не исчезли фильмы, способные стать испытанием на терпимость.

В этом году таких фильмов было два. Оба они сняты женщинами и про них же.

Первый – про женщин, обходящихся без мужчин, второй – про женщин, доминирующих над мужчинами. "Моя счастливая семья" Екатерины Харламовой из конкурса "Кино без пленки" портретирует лесбийскую пару, чья мечта – иметь ребенка. "Женщины сверху" Алены Полуниной из того же конкурса рассказывают о том, как состоятельные дамы покупают себе мужчин и что такое эти мужчины-покупки. Первый фильм нежен, второй саркастичен, оба вполне увлекательны.

Эти две картины задали фестивалю настрой, который, как выяснилось, учло жюри главного конкурса под председательством Юрия Полякова, – не зря же в текстах этого писателя сексуальной стороне жизни уделяется изрядное внимание.

Главный приз "Золотая лоза" жюри присудило "Заклинанию греха" известного литовского режиссера Альгимантаса Пуйпы . Его новый фильм своей откровенностью, неоднозначной связью двух женщин и присутствием в сюжете психоаналитика родствен "Вдоху-выдоху" Ивана Дыховичного, но исполнен строже. Режиссер-аналитик Пуйпа скрещивает судьбы двух женщин, запутавшихся в сексуальных и психологических сюжетах своей жизни. Эмоции находят выход в сексуальных сценах, снятых весьма яростно для горячего балтийского кино. А если еще учесть, что один из вовлеченных в сюжет мужчин парализован, другой – детский патологоанатом, а третий – священник, то можно смело утверждать: в "Заклинании греха" есть полный набор формальных предпосылок для победы на фестивале с таким названием. Кроме всего прочего, это еще и просто достойный образец камерной психодрамы в духе "Пианистки", хотя и не ее класса, конечно же.

Латвийская "Монотонность" о рижском житье юной провинциалки выглядит много скромнее, но достоинств у нее не меньше. А ориентиром для режиссера Юриса Пошкуса почти наверняка служило новое румынское кино, где поток жизни подвергается с виду незаметному, но очень жесткому художественному контролю и отбору. А может, Пошкус самостоятельно идет в ту же сторону. В любом случае его уже поощрили призом в конкурсе "Перспективы" на Московском кинофестивале, а теперь и Анапа премировала его за режиссуру.

Лучшим актером признали Назима Туляходжаева , украсившего неровную узбекскую "Юрту", а за лучшую женскую роль наградили московскую актрису Марину Полицеймако, сыгравшую престарелую мать пожилой дочери в украинском фильме «У реки». Эту награду можно считать единственным, пускай и косвенным, комплиментом российскому кино. Психологическая драма Ларисы Садиловой "Ничего личного" так же, как и на ММКФ, осталась в Анапе без наград. Проигнорировало жюри и байопик Сергея Бодрова старшего "Монгол", который и вправду в этом конкурсе выглядел дико – не к месту наряженным слоном в лавке рукотворной посуды. 

cinelinestudio.ru