Трудно поверить, но у нас ухитрились сделать смешную кинокомедию. Реально смешную и реально актуальную. Авторы назвали свой "День выборов" (2007) "фарс-мажором", и это не преувеличение: перед нами фарс на грани фола, рождающий вполне мажорное настроение.
Картину поставил Олег Фомин ("Меня зовут Арлекино"), взяв за основу известный антрепризный спектакль о том, как по Волге-реке плывет агитпароход, где нанятые неким олигархом радийщики пиарят нужного ему кандидата в губернаторы. Для электората этот кандидат Цаплин — словно черт из табакерки: о нем гутарят, что он внучатый племянник заживо репрессированных Блюхера и Тухачевского, а более ничего не известно. В этой роли банного массажиста с большими политическими амбициями снялся футбольный комментатор Василий Уткин, и по такому необычайному поводу в фильме тоже найдется пара очень смешных приколов.
Он весь построен по принципу капустника-междусобойчика, добродушного подтрунивания над всем, что нас окружает в этой удивительной современности.
Пьеса ярко театральна, и в спектакле Алексей Кортнев по ходу действия изображал множество популярных персонажей нашего шоу-бизнеса. Фильм может позволить себе пригласить их самих, и в его эпизодах — только звезды, снявшиеся в нем с нескрываемым удовольствием: от Макаревича и Шнурова до "Уматурман", "Би-2", "Чайфа" и "Иванушек Интернешнл". Они, как им и положено, выдают бурлескные эстрадные выходы, причем в такой же мере от себя, как и от лица своих персонажей. И имена они сохранили свои собственные, и привычные сценические образы, но словно в чуть искривленном зеркале сатиры.
Фильм и был бы сатирой, если бы не его неистребимое добродушие, и подтрунивает он над самим собой — над новой исторической общностью по имени российский народ.
Сценаристы (они же авторы пьесы) Ростислав Хаит и Леонид Барац фонтанируют бурно, стремительно и разнообразно, не упуская ни одной счастливой возможности и не слишком церемонясь с соображениями тонкого вкуса — их юмор внятен и по-фольклорному грубоват, это юмор эпохи "Наша Раша". В этом смысле фильм продолжает традиции солдатских "народных комедий" типа "ДМБ" (2000) и разнообразных "Особенностей национальных приколов" — но он остроумнее и значительно артистичнее. Многие его словесные формулы вполне способны стать крылатыми и пойти в массы.
Сердцевина проекта — ребята из "Квартета И", авторского полупародийного театра, что вырос из эстрадного курса ГИТИСа и уже скоро 15 лет активно функционирует в московском ДК имени Зуева, собирая сонмы поклонников: все те же Леонид Барац с Ростиславом Хаитом и примкнувшие к ним Камиль Ларин с Александром Демидовым; все четверо сохранили в фильме свои сценические маски. Они изображают пиар-спецов с очень коммерческой радиостанции, которым и поручено раскрутить банного массажиста Цаплина до губернаторских размеров. В этот ненормально органичный и оттого особенно обаятельный авторско-актерский ансамбль самым счастливым образом влились , изобразивший предприимчивого, даром что вечно пьяненького православного батюшку Иннокентия, в роли местного Станиславского, а в концертных эпизодах с неожиданном амплуа блеснули , , , Михаил Евланов и сам режиссер Олег Фомин.
Фильм с его нешуточным постановочным размахом, в отличие от спектакля, смог позволить себе и показ народа, который не безмолвствует. Он, народ, волнуется на берегах матушки Волги — то в лице неподкупных казаков, которых, правда, легко взять на понт, то славной нашей армии, которой все равно за кого голосовать, лишь бы служба шла, то трудового коллектива водочного завода, по недосмотру выпустившего зеленый портвейн, то братков из местных группировок, бдительно контролирующих любой процесс в стране, хоть политический, хоть судебный.
Самоирония — редчайшее, дефицитнейшее, необходимое для здоровья нации качество. И оно в этой комедии неожиданно прорезалось, что внушает определенные надежды на будущее: народ, сохранивший способность смеяться над собой, еще не потерян для исторической перспективы.
film.ru