Пожилая женщина устраивается в тюрьму для женщин учителем по игре на фортепьяно. Она перевозит с двумя бывшими зэками чёрной окраской инструмент в тюрьму, в отделение библиотеки. На уроки записываются четыре заключённых, одна из которых повесилась, другая нервная, третья чем-то не примечательная, а четвёртая обладает божьим даром выдавать из обычного фортепьяно великолепное звучание. Учитель не мог поверить, что такой конченый человек, сгинающий в четырёх бетонных стенах способен путём музыкального инструмента так превосходно сыграть радостную негритянскую музыку, не смотря на все свои невзгоды и заведённое на неё за убийство дело. Пожилой преподаватель видит её дар и подаёт ей руку помощи, предлагая развить талант заключённой и дать ей шанс выступить на некоторых концертах юных композиторов.
Что точно можно подметить, так это, что лишнее имя Криса Крауса в списке сценаристов фильма «Повар-вор».
Сразу видно, что Крис создан для съёмки драм. Комедия, это не его, совершенно не его. Немецкий режиссёр знает своё дело, умеет передать через один кадр массу мыслей и эмоций.
«Четыре минуты» - второй фильм Криса и уже на второй этой ноте он профессионально разбивает личности героев и гениально собирает их осколки воедино. Крис написал замечательный сценарий, подобрал профессиональных актёров, сыгравших на все сто, снял фильм безупречно, смонтажировал, великолепно… все номинации и выигрыши главных героев получены полностью оправдано.
Фильм, как лодка, которая плавно плывёт по течению, иногда раскачивается, но не переворачивается. Картина смотрится не на одном дыхании, а сразу на нескольких. Вода, по которой течёт лодка, зовётся грустью и ненавистью, сама лодка состоит из психологической человеческой оболочки, а внутри сидящие – это преподаватель и её ученик, отрезанный от связи с миром, от друзей, знакомых и родителей. Она заключённая, провалилась в этой жизни слишком рано, разочаровалась во всём мире, никому не доверяет, не уважает, не любит. Любезные слова, вроде «прости», «пожалуйста» и «извини» забылись, как их произношение, так и в памяти.
Идея не новая, мы уже несколько раз видели, как учитель вытаскивает ученика из психологической ямы, прибавляя в их пустую жизнь смысл или способность к поиску смысла. Что бы снять качественную и душевную драму, в которой без помех раскрывается сущность героев – тоже большая и трудная работа.
Крис Краус великолепный режиссёр, его фильм производит бурю эмоций. А чего стоит четырёх минутное выступление, ради которого и снимался фильм… это было просто фантастически снято, актёр блистательно передал всю суть своего существования в четырёх минутах. Оказывается всего за эти двести сорок секунд человек способен сотворить свой портрет с помощью музыкального инструмента, даже если использовать его не по назначению.
media-news.ru