Дехристианизация маршала Победы

О неправде сериала «Жуков».

Авторы сериала «Жуков», по словам режиссера-постановщика картины Алексея Мурадова, представили маршала Победы, прежде всего, как «человека». В интервью деловой газете «Взгляд», он, в частности, заявил, что «если говорить о том, что снималось о Жукове ранее, то там, как мне кажется, был представлен несколько односторонний взгляд. Эксплуатировался образ маршала, который все может. Но ведь Жуков в первую очередь был, как и все мы, человеком. Со своими плюсами и минусами, со своими странностями и т.п.». «Наш Жуков не является какой-то антитезой образу, созданному Ульяновым, у нас просто свой взгляд на персонажа. Мы, повторяю, показываем Жукова в первую очередь просто как человека. Как мужчину, отца и любовника», - отмечает Мурадов.

Режиссер фильма прямо признается, что авторы сериала не утруждали себя проверкой фактов: «Не было необходимости что-либо подтверждать или опровергать, для данной картины это было совершенно не актуально».

Со своей стороны продюсер сериала «Жуков» Алексей Пиманов в интервью «Аргументам и фактам» заявил: «Мы лишь постарались восстановить реальную историю его жизни. (…) Нам хотелось рассказать об этом так, чтобы люди поняли: это был нормальный живой человек, который влюблялся, расставался…» В интервью «Российской газете» он сообщил, что «до сих пор все дочки Жукова не могут его поделить. Я бы хотел, чтобы все были по одну сторону баррикад. Но как разобраться - вот проблема. Скажу честно: мы сделали такое красивое и мощное кино, что я бы не хотел, чтобы вокруг этой истории подняли волну. Мы выслушали позицию и тех и других и, что называется, "встали над схваткой". Мы для себя всех оправдали в хорошем смысле слова. До конца невозможно разобраться во всех нюансах. Мы показывали человека, в которого были влюблены и страна, и женщины, которые до конца жизни не могли от него оторваться. Нам кажется, что мы поняли Жукова». 

Принципиальное нежелание авторов сериала проверять факты привело к появлению в картине множества фактических неточностей. Например, в сериале Жуков водит автомобиль. Между тем, по словам дочери маршала Жукова и его жены Александры Диевны Эры Жуковой, ее отец вообще не умел водить машину. Также в фильме показан эпизод, в котором Александра Диевна дает пощечину Эре Жуковой. «Моя мама?! Мне?! - недоумевает Эра Жукова.  - Такого не было никогда. Героиня Елены Яковлевой вообще ничем не напоминает мою маму Александру Диевну. Мама была скромной, доброй, мягкой». В сериале маршалы Жуков и Рыбалко неоднократно прикладываются к бутылке. Однако, по словам дочери маршала Ивана Конева Наталии, «ни Жуков, ни Рокоссовский, ни Рыбалко, насколько мы помним, не были пьющими людьми». Также в картине утверждается, что Рокоссовский и Конев выступали цензорами книги Жукова «Воспоминания и размышления». «Это не соответствует действительности - книгу Жукова они прочитали тогда же, когда и все, и цензорами не были. Они выступали только в качестве консультантов и военных специалистов, когда к ним обращались историки», - подчеркивает Наталия Конева. Авторы фильма утверждают, что на заседании Высшего военного совета 1946 года, на котором рассматривалось «дело Жукова», в защиту Георгия Константиновича выступил только маршал бронетанковых войск П.С.Рыбалко. Однако, как отмечает Н.Конева, «на судьбоносном для Жукова заседании не только маршал бронетанковых войск П.С. Рыбалко, но и другие боевые соратники Георгия Константиновича встали на его защиту. Именно их солидарная позиция и удержала Сталина от принятия репрессивных мер». В сериале двоюродный брат Жукова, проживавший на даче маршала, показан постоянно пьяным. Между тем, по словам Эры Жуковой, «двоюродный брат отца, который действительно жил у нас на даче, но двадцатью годами позже, и при этом не пил...» Количество фактических неточностей в фильме так велико, что сериал «Жуков» невозможности признать даже псевдоисторической картиной.

Православного человека не могли не возмутить два эпизода сериала. В первом эпизоде Жуков признается очередной своей любовнице, что он неверующий человек, атеист. В другом эпизоде маршал, узнав о том, что его последняя жена Галина Александровна заболела раком, приходит к храму, снимает со своей шеи нательный крест и со словами: «Мне с Ним больше не о чем говорить», отдает крестик священнику. Авторы сериала, принципиально игнорирующие исторические факты, даже не удосужились сообщить, из каких источников им стали известны эти «факты». Ведь ни одна из опубликованных биографий Жукова, пользующихся доверием специалистов, не сообщает ничего подобного.

Напротив, дочь маршала Мария Жукова в книге «Маршал Жуков. Сокровенная жизнь души» пишет: «Недавно мне пришлось прочитать в одной книге, что нет свидетельств, веровал ли Жуков в Бога. Похоже, пришло время сказать о том, что таких свидетельств немало. «Я скоро умру, но с того света я буду наблюдать за то­бой и в трудную минуту приду», - сказал он, чувствуя приближение неотвратимого конца, мне, шестнадцатилетней тогда девочке, оставшейся уже без матери. Много лет пришлось мне осмысливать эти слова. Четверть века, что отца нет в живых, они всегда были в моем сознании. Мне казалось это самым важным, что оставил он после себя. Только недавно я осознала, что этими (странными, как мне тогда казалось) словами посеял отец во мне веру в вечную жизнь души и в неви­димую связь нашего мира с миром загробным и не толь­ко связь, но и помощь наших усопших родных нам, их молитвы о нас. В этих словах не было сомнения (он не говорил «может быть»), они были сказаны кротко, спокойно, но и со знанием и силой. Это и есть, по-моему, главное свидетельство его веры».

«В народе сохраняется предание о том, - продолжает Мария Жукова, - что Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери. Не так давно архимандрит Иоанн (Крестьянкин) подтвердил это. В Киеве есть чудотворная Гербовецкая икона Божией Матери, которую маршал Жуков отбил у фашистов. Один человек рассказывал, что в начале войны Жуков прислал в их деревню под Нарофоминском машину со священником, чтобы окрестить всех детей... Священник из села Омелец Брестской области в письме к Жукову, поздравляя его с Победой, пожаловался о том, что все колокола с церкви были увезены оккупантами. Вскоре от маршала пришла посылка весом в тон­ну - три колокола! Такого благовеста еще не слышала округа! Колокола висят там по сей день. А прихожане хранят письмо маршала».

«Однажды меня пригласили выступить с воспоминаниями об отце перед военными. После моего рассказа ко мне подошел один офицер и сказал: «Мне кажется, что вашего отца можно рассматривать только с православных позиций, иначе ничего в нем не поймешь». Я ответила, что давно так думаю. Укрепил меня в этих мыслях архимандрит Кирилл (Павлов), духовник Троице-Сергиевой лавры, старец, которого знает и любит вся православная Россия. Он прошел всю войну, воевал в Сталинграде... Во время работы над воспоминаниями об отце я обратилась к отцу Кириллу с вопросом, не может ли он подтвердить рассказ одного человека о том, что Жуков в начале 60-х годов приезжал в Троице-Сергиеву лавру, и по его просьбе служили панихиды по погибшим воинам», - вспоминает М.Жукова.

Старец ответил на письмо дочери маршала Победы. В его ответе, в частности, говорилось: «В отношении волнующего Вас вопроса, приезжал ли Георгий Константинович в начале 60-х годов в лавру и служили ли панихиду. Яне могу ничего об этом сказать определенно, не слышал, потому что о таких вещах тогда не разглашали, могли знать только начальствующие - наместники, а они, к сожалению, уже отошли ко Господу. Я слышал, что в лавру приезжал маршал Василевский Александр Михайлович, он останавливался в гостинице, причащался. А о Георгии Константиновиче я слышал от настоятеля храма Новодевичьего монастыря, что на Большой Пироговке, протоиерея, отца Николая Никольского, что маршал Жуков приходил в их храм (рядом похоронена его мать Устинья Артемьевна. - Прим. авт.), и однажды он дал отцу Николаю деньги на поминовение, а отец Николай спросил его, а кого поминать. Георгий Константинович сказал - всех усопших воинов. Это достоверно, потому что рассказывал маститый, пожилой протоиерей, отец Николай, которого сейчас в живых тоже нет».

«То, что в душе своей Георгий Константинович чувствовал Бога, - пишет архимандрит Кирилл (Павлов) в письме к Марии Жуковой, - это бесспорно. Другое дело, что он, может быть, не мог это свое чувство выразить словами, потому что вера в Бога в то время была в поношении, в загоне, и ему, как высокопоставленному начальнику надо было соблюдать осторожность, так как тогда кругом торжествовали атеизм и безбожие. Читая его мемуары и статьи, чувствуется, что душа его христианская, во-первых, читается легко и с большим нравственным назиданием для своей души все это воспринимается. Печать избранничества Божия на нем чувствуется во всей его жизни. Прежде всего он был крещен, учился в приходской школе, где Закон Божий преподавался, посещал службы Храма Христа Спасителя и услаждался великолепным пением церковного хо­ра, получил воспитание в детстве в верующей семье - все это не могло не напечатлеть в душе его христианских истин. И это видно по плодам его жизни и поведения. Его порядочность, человечность, общительность, трезвость, чистота жизни возвысили его, и Промысл Божий избрал его быть спасителем России в тяжелую годину испытаний. Недаром Георгия Константиновича все русские люди любят, как своего национального героя, и ставят его в один ряд с такими прославленными полководцами, как Суворов и Кутузов».

Православные христиане должны потребовать, чтобы авторы сериала «Жуков», устроившие инсценировку отречения маршала Победы от Христа, публично дезавуировали свои утверждения о том, что Г.К.Жуков был атеистом, который отрекся от православной веры, отдав свой нательный крестик священнику.