На экранах – полнометражный анимационный фильм «Смешарики. Начало». Более тысячи копий. В двух вариантах: 3D и обычный.
Как понимают все, у кого есть/недавно были маленькие дети, это история полюбившихся им круглых человечков, которые с 2003 года живут и действуют в телевизорах. Они давно захватили и собственно жизнь: Ежика, Барашу, Лосяшу и прочих мы встречаем куда ни повернись – от упаковки детского питания до праздничных «корпоративов» в детских садах. «Смешарики» – давно уже не только сериал, удостоенный Государственной премии России, но настоящий холдинг; его размах нагляден (хотя, вероятно, даже и не совсем) при знакомстве с сайтом проекта.
Тут надо употреблять слова бренд, торговая марка, маркетинг и все такое недетское; как минимум – назвать студию компьютерной анимации «Петербург», группу компаний «РИКИ», а также присоединившуюся к ним в этом кинопроекте группу компаний Bazelevs во главе с Тимуром Бекмамбетовым. Кстати, Бекмамбетов к Новому году выпустил, скажем так, полтора продукта – «Елки-2» и «Смешарики»; интересно, удастся ли патриотической комедийной мелодраме и детскому приключенческому мультфильму вместе победить в прокате хит «Высоцкий. Спасибо, что живой»?
Теперь Смешарики перебрались на большой экран и наконец стали действительно шариками. Что, с одной стороны, правильно: объем имеет значение. Тем более что капельки с экрана в зал летят так, что страшно намокнуть, а уж шторм – посильнее, чем у Айвазовского.
Но, с другой стороны, высидеть полтора часа в специальных очках малышу – а сериал «Смешарики» все же рассчитан на детей «от двух до пяти» – невозможно. Так что либо идите с совсем маленькими на «плоский» фильм, либо будьте готовы ретироваться.
Да и содержание картины будет внятно лишь тем, кто уверенно держит не только ложку, но и мышку. Компьютерную, конечно. Чтобы не сказать – пульт управления телевизором. И с достаточным пониманием смотрит на обоих домашних экранах голливудские приключенческие фильмы и даже душещипательные (мексиканские) новеллы, пусть и вместе с бабушкой.
Приквел «Смешариков» – то есть история, которая случилась как бы до начала райской жизни наших героев в своем сериале, – рассчитан, по моему представлению, на семи — десятилетних. Еще «Смешарики. Начало» с удовольствием вместе с отпрысками посмотрят родители – те из них, кто любит в большом кино истории, снятые по комиксам.
И не меньшую радость этот анимационный продукт принесет синефилам – людям, настолько преданным кинематографу, что коллекционируют в каждой новой картине все мотивы и цитаты из предыдущих, все отсылки, внутренние «приветы», приколы и прочие штучки. В них и состоит основная забавность произведения такого рода – выстроенного, в принципе и осознанно, по определенной слишком хорошо известной, а потому уже скучноватой модели.
К чести создателей экранных «Смешариков» (автор сценария Алексей Лебедев, режиссер Денис Чернов, художник-постановщик Ольга Овинникова, арт-директор Салават Шайхинуров, композиторы Марина Ланда, Сергей Васильев, продюсеры Илья Попов, Тимур Бекмамбетов), они постарались все же совместить модель героическую (тема Супермена) с моделью пародийно-разоблачительной (тема телевидения как глобальной выдумки для, скажем мягко, наивных людей). И некоторое издевательство над сутью «ящика» и упомянутого пульта разыграно в «Смешариках. Начало» разнообразно, последовательно и, я бы сказала, безоглядно-бесстрашно.
Сами порождение «телека» – герои, – понятно, не ведают об этом факте. Авторы же, во всесилии коммерческого могущества своего детища, твердо знают: телевидение для взрослых – аки чудище, которое обло, огромно, стозевно и лайяй, но для их маловозрастных наследников – великая няня. А всему действительно великому поношение не страшно – только укрепляет. Убрать данное великое можно лишь одним способом: выдернув вилку из розетки/вырубив электричество повсеместно.
Короче говоря, однажды, в «доисторическую эру», наши круглые человекообразные зверушки со своей полянки попадают в мегаполис, привлеченные туда подвигами некоего Люсьена – героя телевизионного шоу (непроясненным образом это «маска» Копатыча). Ему противостоит Доктор Калигари (другая роль Гусена), и стоит ли напоминать, откуда взялось имя Абсолютного Зла, – вот вам пример синефильской радости.
По ходу интриги нашим героям надо спасать то Ежика (в один момент он оказывается в совершенном тумане – вот еще пример), то Пингвина, то самого Люсьена. Дружба, взаимовыручка и расчет на свои силы, понятно, побеждают.
Это необходимая мораль. Еще одна: дома лучше. Герои возвращаются в свой тихий рай, где нет проблем, а есть решаемые задачи и очень временные шероховатости в общении. Все опять хорошо – и, главное, все будет хорошо. За кадром и в телевизоре. У маленьких смешных шариков.
Большим о таком счастье и мечтать не приходится.