Кино и мексиканцы. История мыльных опер в Украине

Мыльные оперы 90-х научили украинцев носить бейсболки с вечерними нарядами, любить негодяев и находить стабильность в меняющемся мире.

В ноябре 1991 года девушка сложной судьбы Марианна Вильереаль вошла в каждый украинский дом. Главной героине мексиканской теленовеллы «Богатые тоже плачут» оказалось под силу невозможное. За 248 серий, транслировавшихся в течение года, Украина пережила культурную революцию. Наследница самой читающей страны превратилась в одну из самых смотрящих сериалы. Давайте вспомним, что предшествовало Доктору Хаусу и Дневникам вампира.

Мексиканская лихорадка


«Сериал «Богатые тоже плачут» начался в понедельник в шесть часов вечера, – вспоминает 38-летняя киевлянка Марина Борзова. – В этот день мы с мужем въехали в съёмную квартиру. Из мебели обнаружили телевизор, кровать и пустой холодильник. Наполнять его было нечем». Из всех видов отдыха был доступен только телевизор – электричество в этот день не отключали. Семья коротала вечер, глядя на Веронику Кастро, исполнительницу роли Марианны, и от души хохотала, оценивая её макияж и костюм. Весь следующий год они проводили перед телевизором пять вечеров в неделю.

Но новая мексиканская теленовелла имела фантастический успех не только в семье Борзовых. Мыльной лихорадкой заболели жители всех стран только что развалившегося СССР. Прибалты писали в Останкино письма с просьбой перенести время показа на более удобное для служащих. Россияне осаждали соответствующие инстанции с требованиями возобновить показ – после пробного проката нескольких серий телевизионщики сделали паузу, чтобы оценить эффект. В горячих точках на время трансляций приостанавливались боевые действия. Отечественные Маруси, Марьяны и Марины стали гордо именовать себя Марианнами. Это имя давали едва ли не каждой второй новорождённой девочке. Самые невезучие из мальчиков умудрились получить имя Луис-Альберто – в честь киношного возлюбленного Марианны.

Этот стон у нас песней зовётся

Ближе к телу. Фанаты устраивали охоту за футболками с принтами по мотивам самых популярных телесериалов

«Мыльные оперы смотрели все, независимо от социального статуса и образования, – говорит историк Валентина Конкина. – Кстати, интеллигенция тоже не спаслась от мексиканской лихорадки. Образованные люди увлечения стеснялись, пытаясь найти ему оправдание. Дескать, я такое не смотрю, у меня мама смотрит, а я слушаю из соседней комнаты».

Вслед за «Богатыми» на телеэкраны страны хлынули «бедные»: «Просто Мария», «Дикая Роза», «Моя вторая мама». Сериалы крутили по всем доступным каналам, многие с утренним повтором. В свободное от просмотра время латиноамериканские страсти горячо обсуждали. Не быть в курсе событий означало выпасть из жизни.

С популярностью актрисы Вероники Кастро, после окончания «Богатых» вернувшейся в теленовеллах «Дикая Роза» и «Ад в маленьком городке», могла соперничать только Алла Пугачёва в лучшие годы. Киношные образы зеленоглазой мексиканки тиражировались в плакатах, открытках и календарях. Бейсболка, надетая поверх круто завитых волос, боевая раскраска, тренировочные брюки под высокий каблук – стандартный вид фанатки Вероники.

Психолог Анна Воробей так объясняет это явление: «Феноменальный успех мыльных опер связан с особой социальной ситуацией, сложившейся в стране. 90-е – это жизнь после слома устоев. Адаптироваться к такому сложно. О пугающей реальности можно только на время забыть: в этом и помогали сериалы, ставшие массовой психотерапией, наркозом, «сном золотым». Что касается Вероники Кастро, то, по мнению г-жи Воробей, её героини невольно пропагандировали идеи, близкие украинской ментальности – патриархальные ценности и упрямую надежду на награду свыше за всё, что пришлось пережить.

Красота по-американски

Знай своих. Значки, открытки, одежда, посуда с символикой позволяла фанатам отличать «своих» от «чужих»

«Спрашивают бабку на базаре, не хочет ли она эмигрировать. Можно, отвечает бабка, но только в Санта-Барбару – я там всех знаю», – рассказывает анекдот 20-летней давности Сергей Отроченко, фанат сериала «Санта-Барбара»

Сага растянулась на 10 лет. За эти годы Украина пережила обвал экономики, обмен денег, гиперинфляцию, смену президента, рождение и обесценивание многих идей. Единственным островом стабильности в изменчивом мире был ежевечерний показ «Санта-Барбары». Счастье внезапно оборвалось 17 апреля 2002 года на 2040-й серии.

Сергей Отроченко по сей день обижается на прокатчиков, «укравших» у зрителей 97 эпизодов. «Я начал смотреть фильм, когда мне было 7 лет. Вырос на «Санта-Барбаре», и для меня она всегда будет ассоциироваться с детством и родным домом. Очень хотел узнать, чем всё закончится, но так и не показали». В качестве компенсации морального ущерба, нанесённого телевидением, Сергей организовал фанклуб мыльной оперы. Устроили квартирный музей, состоящий в основном из плакатов с изображениями Иден и Круза – флагманов сериала. Ещё через пару лет фан-клуб распался, а плакатами г-н Отроченко оклеил стены дачного домика. Потом делали ремонт, и этот «культурный» слой сошёл на нет.

Жизнь украинцев «Санта-Барбара» обогатила новым типажом женской красоты – роковой калифорнийской блондинки. К блондинкам прилагались тягучий сюжет с неоднозначными героями, то и дело впадавшими в запой или в кому, частая смена актёров и периодическое воскрешение погибших. Впрочем, даже скептики не могли не отметить фирменный юмор героев сериала и качество актёрской игры, намного превышавшие латиноамериканские образцы аналогичного жанра.

Что поделать – молодёжь


Дело прошлое. В то время, когда «скачивать» фильмы ещё было неоткуда, любимые сериалы охотно покупали на видеокассетах

«Десятилетний просмотр мыльной оперы в нашей стране превратился в репетицию новой виртуальной формы жизни, – считает Анна Воробей. – Поколение, выросшее на «Санта-Барбаре», затем легко увлеклось компьютерными играми и реалити-шоу».

Ближе к середине 90-х подготовку к виртуальному будущему закрепили сериалы, рассчитанные на тинейджеров: американские «Беверли Хиллс», «Сансет Бич», «Мелроуз Плейс», французские «Эллен и ребята», «Первые поцелуи», канадская «Подростки с улицы Деграсси». В отличие от «Санта-Барбары», герои которой жили в 80-х, молодёжное «мыло» снималось в реальном времени. Персонажи жили теми же интересами, что и отечественные подростки, вплоть до обсуждения свежих футбольных матчей и концертов музыкальных групп.

До отечественного продукта на заданную тему страна дозрела в 2004 году. Первый в истории украиноязычный комедийный сериал «Леся плюс Рома» оставался на плаву четыре года. Правда, фильм не является оригинальным на сто процентов – это очередная экранизация международного проекта Love Bug (любовные штучки).

В 2010 году стартовала 100-серийная украинская мелодрама «Только любовь», у которой есть шанс восполнить дефицит национального «мыла». Актёры отработали сезон, остановившись на самом интересном месте. Сейчас идут съёмки второго сезона мелодрамы.

Кино и мексиканцы

Бывший актёр Крымского драматического театра 46-летний Антон Эрак вспоминает о времени повального увлечения сериалами

Думаю, что в нашей стране не было человека, который не видел хотя бы одну серию мексиканского «мыла». Я тоже смотрел пять серий «Рабыни Изауры». Пытался понять, как такое возможно. Не понял, как именно, но понял, что возможно.

Сериалы любит Умберто Эко. Иоанн Павел II пригласил на личную аудиенцию Веронику Кастро. После встречи сказал, что она самая красивая и добрая женщина в мире.

Об уровне латиноамериканских мыльных опер говорить как-то неприлично, всё слишком очевидно. Что касается актёров, то понять не могу одного – неужели там нет молодых актрис, способных играть подростков? Вероника Кастро со всеми её лишними кило и тоннами косметики на лице, изображающая юную барышню, – это верх неприличия.

О жизниПричины популярности латиноамериканского «мыла» в Украине в том, что хороших отечественных фильмов и передач не снимают. Особенно это касалось 90-х. Кроме сериалов, смотреть было нечего, разве что новости.

Любовь зла

Сериалы, которые начиная с 1991 года были наиболее популярными в Украине

«Богатые тоже плачут», Мексика, 1979, 248 серий.В ролях: Вероника Кастро, Рохелио ГерраГоды показа в Украине: 1991–1992Рекордное количество слёз Марианны Вильереаль пролито из-за любви к прожигателю жизни Луису-Альберто. В конце концов девушка узнаёт, что она наследница огромного состояния, и выходит замуж за поумневшего возлюбленного.

«Дикая Роза», Мексика, 1987, 199 серий.В главных ролях: Вероника Кастро и Гильермо КапетильоГоды показа в Украине: 1992–1993Нищая и необразованная, но добрая и честная Роза Гарсия становится женой богатого Рикардо Линареса. Злые сёстры Рикардо пытаются выжить дикарку из дому, но она с честью проходит все испытания. «Санта-Барбара», США, 1984–1993, 2137 серий. В ролях: Лейн Дэвис, Робин Мэттсон, Робин РайтГоды показа в Украине: 1992–2002Сага о жизни богатых калифорнийских кланов Кепвеллов и Локриджей обернулась проблемами для её создателей. Автор идеи и сценарист Джером Добсон безнадёжно запил, ощутив творческое бессилие после окончания мыльной оперы.«Просто Мария», Мексика, 1989, 143 серии.В ролях: Виктория Руффо, Мануэль СавальГод показа в Украине: 1993Юная крестьянка Мария Лопес приезжает в Мехико и встречает Хуана Карлоса дель Вильяр. Счастью пары мешает семья Хуана Карлоса. Желая доказать богатым Вильярам свою состоятельность, девушка становится знаменитым модельером модельером.