Режиссер и клипмейкер Федор Бондарчук, завершивший работу отца - фильм «Тихий Дон», который сейчас показывает Первый канал, в реальности не единственный потомок человека-легенды. О неизвестном старшем брате Федора и о том, что, возможно, у него есть и младший брат, разузнали корреспонденты «КП» Анна и Андрей ВЕЛИГЖАНИНЫ.
Первая жена была до войны
О личной жизни прославленного режиссера Сергея Федоровича Бондарчука известно вроде бы много, но далеко не все. В его официальной биографии написано, что он был женат дважды: первая жена - актриса Инна Макарова (известная по роли в фильме «Высота»), вторая - Ирина Скобцева (Элен в фильме мужа «Война и мир»).
Но оказалось, что у мэтра были три жены. И от самой первой есть сын Алексей.
- Да, это правда, я не первая жена у Сергея Федоровича, - рассказала «КП» актриса Инна Макарова. - До меня была у него супруга - Евгения Белоусова. С ней Сергей учился в Ростове-на-Дону. Встретились они еще до войны, недолго прожили вместе. Война их разлучила. Сергей уехал в Москву и уже не хотел к ней возвращаться. Я о ней его не расспрашивала. Но потом случилось событие, сделавшее тайное явью.
То, что мы дальше услышали, напоминает по сюжету бразильский сериал. А обиду, которую, судя по всему, до сих пор испытывает Инна Макарова к последней жене Бондарчука Ирине Скобцевой, можно по-человечески понять и сделать некоторые поправки к ее личным оценкам... Ведь именно благодаря заботе Ирины Скобцевой и ее семьи удалось вернуть на Родину «Тихий Дон»!
Как Бондарчуку подбросили сына
- Мы с Сергеем тогда жили в коммунальной квартире, - рассказала Макарова. - Однажды прихожу я после спектакля домой и вижу двухлетнего мальчика. И Сергей сидит испуганный, лица на нем нет. Оказалось, это Евгения оставила ребенка в проходной театра. Она родила сына Лешеньку, когда Сергея уже не было рядом с ней. Возможно, надеялась, что он вернется. Но этого не случилось, и она подбросила ему Алешу. Сергей не знал, как я отреагирую на появление мальчика. А я обрадовалась! И сказала: «Ничего, воспитаем Алешеньку». Я полюбила этого мальчишечку! Некоторое время он жил у нас. И я уж свыклась с мыслью, что буду растить Лешу.
И вдруг к нам в дом является делегация во главе с Евгенией. Вошедшие сказали, что они из какой-то комиссии. Оказалось, они пришли забирать ребенка. Я с ним просто со слезами расставалась. А комиссия потребовала от Сергея подписать документ, что он признал мальчика, является его отцом. Сережа все подписал, но этого оказалось недостаточно. Евгении хотелось, чтобы ее малыша официально зарегистрировали на отца. По словам ее родных, они с Бондарчуком были женаты, но все документы пропали. Сергей же мне сказал, что они не расписывались. Ни Сережа, ни я не возражали, чтобы Леша носил фамилию отца. Но по тем законам без брака это было невозможно!
Фиктивный развод
- Чтобы Лешу признать, нас с Сережей в Ростов на суды таскали, - вспоминает Макарова. - Процесс был печальный. Евгения была на Сергея обижена, Лешку они в суд таскали, он ко мне подбегал, как родной... В результате мы договорились, что оформляем с Сергеем фиктивный развод. Мы с Сережей развелись, он зарегистрировал фиктивный брак с Евгенией, и только тогда Лешу записали на него. Все это длилось несколько лет. Но потом Сережа еще долгое время ездил в Ростов - Евгения не приходила в суд, не хотела разводиться! Наконец все завершилось, и мы сразу же с Сережей снова зарегистрировались. Это был 55-й год. И у нас с ним было два свидетельства о браке, представляете?! А через два года я ему сказала, что жить с ним не буду! Правда, со мной он несколько лет не оформлял развод. Сделал это уже по настоянию Скобцевой.
После расставания с Сережей я продолжала справляться о Лешеньке. А Сергею было некогда. Да и новая жена - Ирина Скобцева - старые контакты не поощряла. Она Сережу даже ко мне и нашей родившейся дочке Наташе не пускала. Наташа росла без отца.
Как Бондарчук спал в ванной
- А как вы расстались с Сергеем Федоровичем?
- Я еще была женой Бондарчука, когда Скобцева в его жизни появилась. Их роман прошел, и вроде бы все. Сережа не хотел ее больше видеть. А она ходила кругами вокруг нашего дома, буквально! Продолжала бороться за него. Не выдержал один человек - я. Все эти анонимные звонки, записки - это не для меня! Сначала мы выбрасывали все эти записки, но они продолжали приходить. И я сказала: «Сереженька, я так дальше не могу». Мы не ссорились, но я не выдержала.
- Но все-таки Бондарчук женился на Ирине Скобцевой!
- Потому что ему жить негде было! Когда мы расстались, я забрала у него ключи от квартиры и уехала на съемки в другой город. Мама с дочкой Наташей были на даче. А Сергей ушел на квартиру друга, Анатолия Чемодурова, мужа актрисы Клары Румяновой.
Несколько лет назад я первый раз в жизни у Клары спросила, как Сережа оказался у Скобцевой?
И она мне рассказала, что Сергею пришлось тогда очень непросто. Условий для работы у Сергея не было. Он даже спал в ванне! Там что-то капало, он нервничал... А тут Скобцева приглашает к себе. И, когда он только к ней пришел, ее мама тут же села строчить на машинке что-то для него, Скобцева ему приготовила обед. В общем, они окружили его такой заботой и вниманием, что он остался. Он потом ко мне приходил, но я уже не могла на попятную пойти. И ведь вот какая судьба: когда я ему сказала, что мы с ним расстаемся, то тут же уехала на съемки фильма «Дорогой мой человек». А он занялся своим фильмом «Судьба человека» Иногда думаю, не поехала бы тогда на съемки, может быть, все бы сложилось иначе. Ведь, когда уезжала, возле подъезда столкнулась со Скобцевой. Она его ждала. А я понимала, что нужно выбирать: или быть все время рядом с ним, или работать. Когда мы поженились, он был студентом. А потом прославился - народный артист СССР, молодой, красивый, к нему липли все. Но бороться за мужчину - это же так унизительно.
Меня же и в ЦК партии вызывали, просили: «Инна Владимировна, примите его обратно». А я заплакала и сказала, что не приму. И дальше не скажу, что они мне сказали.
Но, как только мы с Сережей расстались, все анонимки прекратились, и больше их не было никогда.
Встреча с сыном
Многие коллеги Сергея Бондарчука замечали, что новая жена Ирина Скобцева бурно отреагировала на то, что у мужа объявился взрослый сын.
- Я узнал о существовании сына у Сергея Федоровича, только когда он появился у нас на съемках «Войны и мира». Для всех его появление стало потрясением, а уж для Ирины Скобцевой! - рассказал «КП» художник-постановщик фильма Семен Валюшек. - Я даже имени его не запомнил, потому что он как появился, так и исчез. Он чувствовал себя словно не в своей тарелке. А между супругами возникали конфликты, мы это видели.
- Это я отправила Лешеньку на съемки, - поведала Инна Макарова. - Сергей не видел Лешу с тех пор, как оформил отцовство. Как-то Леша мне позвонил и сказал, что ему уже 19, хочет посоветоваться с отцом, куда ему поступать. Прийти в дом к Скобцевой он, конечно, не мог. Поэтому я ему оформила пропуск на съемки.
Сережа мне потом рассказывал, мол, смотрю, какой-то паренек в клетчатом пальто на площадке появился, подумал, что это журналист, и хотел его выгнать. А он подошел и тихо так сказал: «Я ваш сын». Тяжело это вспоминать. Алешенька с тех съемок вернулся ко мне и еще десять дней у нас жил.
- Ирина Скобцева была против общения отца с сыном?
- Это мягко выражаясь! Потом Леша еще приезжал, но, как только собирался встретиться с отцом, Скобцева тут же отправляла мужа в какой-нибудь санаторий. Она также отстраняла Сергея и от моей дочки.
Помню, Сережа спустя лет пять после нашего расставания рванулся и приехал к нам. Смотрю, не снимая пальто, крутится в прихожей. Наташеньку первый раз за пять лет увидел. Говорит: «Девочка моя, какая хорошая!» Так он нежно с ней! Сказал, мол, была бы старше, пробовал бы ее на Наташу Ростову. Я ему: «Проходи, сейчас Алешенька из бассейна придет (его сын ко мне тогда из Ростова приехал погостить)». Сережа улыбнулся: «Алешка на съемки приходит, к актрисам пристает». А я ему: «А что же ты пальто не снимешь?» - «Инна, ну что мне делать. Жена внизу с ребенком сидит. Не пустила!» Она тогда первого ребенка - дочь - родила. И не хотела ничего знать о других детях. А сын Леша, как я знаю, учился на инязе в Ростове. Потом женился, у него родился сын. Что с ним сейчас, я не знаю. Его мама несколько лет назад обращалась ко мне за помощью, у нее болели глаза. А потом мы потерялись. Я Лешу последний раз видела в 1994 году, когда он на похороны Сергея приезжал.
Леша остался как-то обижен на отца. Даже в церкви он что-то про него такое начал говорить, что даже моя дочь Наташа его оборвала. Он быстро уехал и больше не давал о себе знать.
- А вы и Евгения, первая жена, были на похоронах Бондарчука?
- Нет. Евгению бы просто не пустили. А я сама не пошла. Не люблю спектакли устраивать. Потом, когда никого не было, приехала на кладбище, простилась.
- А Федор Бондарчук знает, что у него есть брат?
- Да. Он видел Лешу на похоронах, но они не нашли общего языка. Федя - яркий, интересный, но Лешу он не принял. Однажды мы с друзьями на приеме встретились. С Наташкой-то Федя повисли друг на друге. И вот мы вместе смеемся, разговариваем. И кто-то сказал, мол, как Федя похож на Сергея Федоровича, а я возьми и скажи: «Нет, Алеша больше». Ух, как Федя взметнулся!
У режиссера есть еще один сын?
Недавно мы узнали, что на «Мосфильме» завершились съемки фильма «Шутка», в котором главную роль сыграл 19-летний Алексей Сергеевич Бондарчук. В киногруппе нам по секрету сообщили, что якобы он - внебрачный ребенок режиссера Сергея Бондарчука! Об этом давно на «Мосфильме» ходят легенды.
Некоторые люди, кто работал с Бондарчуком-старшим, припомнили, что видели в те годы возле Сергея Федоровича девушку, которая потом рассталась с режиссером беременной. По слухам, знаменитый мастер слыл ценителем женской красоты и даже в немолодом возрасте заглядывался на красоток. Как рассказывают, Ольгу Цетлину Бондарчук приметил в коридоре «Мосфильма». Она куда-то бежала, поздоровалась с мэтром, а он ее остановил и предложил с ним поработать. Как говорят, уже шли переговоры о ее работе на его последней картине «Тихий Дон», но не сложилось.
Когда Ольга родила ребенка, Сергею Федоровичу Бондарчуку было 67. Умер он в 74 года, когда Леше Бондарчуку исполнилось семь лет.
Мама растила его в одиночку. А Леша никогда не видел отца.
Хотя уже в пять лет, когда он приходил с мамой в Дом кино и называл свое имя, к нему приставали с вопросами: «А кто у тебя папа?»
- Папу я не знаю! - отвечал Леша фразой, которой его научила мама.
И, хотя Лешу за глаза называют внебрачным сыном Бондарчука, сам Алексей и его мама и сегодня упорно хранят молчание.
Мы дозвонились до Ольги, но она сразу предупредила:
- Если вы про отца Леши, то я никаких комментариев не даю! Это моя личная жизнь, о которой я никому не рассказываю.
- Но если все, что говорят, неправда, опровергните эти слухи!
- Все это касается только меня! - ответила Ольга.
Единственная, с кем делится Ольга, ее подруга Оля Калымова, режиссер-постановщик нового фильма «Шутка», она-то и пригласила Цетлину стать директором съемочной группы. Вот что она рассказала:
- Официально Леша Бондарчук не входит в бондарчуковский клан. И не знаком с Федором Бондарчуком. Но в истории Леши есть тайна, которую я не вправе раскрывать. Леша с детского сада снимается в фильмах. Мама его с собой часто таскала на студию - не с кем было оставить. Но он выбрал профессию адвоката, учится в университете. И продолжает сниматься. Принято считать, что папы у Леши просто нет в живых.
- Но ходят упорные слухи, что его отец - режиссер Сергей Бондарчук!
- Я не вправе отвечать на эти вопросы. Пусть этот момент останется недосказанным. Его папа - Сергей Бондарчук. А вот тот или нет - доказательств нет. Об этом знает только та, которая родила. Но Оля не дает комментариев в прессу.
Сам Леша в ответ на наши расспросы об отце только хитро посмеялся и сказал, что ничего не расскажет. Он рассчитывает только на себя. Съемки для него - скорее хобби. А скандальный пиар для раскрутки будущему адвокату ни к чему.
Так что не все тайны раскрыты.