Сигареты в качестве хронометра

11 октября выходит на экраны драма "" (2007), в которой показан один день из непростой жизни арт-директора рекламного агентства. Режиссер картины Александр Горновский согласился ответить на несколько вопросов о своей первой полнометражной картине.

— Почему вы выбрали именно сигареты в качестве "хронометра"?

— Вообще-то, образ придумал не я. Его придумал наш сценарист Дима Соболев. Прежде чем мы приступили к съемкам, сценарий был серьезно переработан, но пачка сигарет осталась.

Хотя многие были против — говорили, что это напоминает табачную рекламу — то, с чем сейчас идет борьба.

Нас же эта метафора устраивала тем, что герой, выкурив одну пачку сигарет, сделав 20 маленьких выборов, совершает, в конце концов, некий большой выбор, который определяет его дальнейшую жизнь. В этом смысле пачка сигарет — компактный, в данном случае, мне кажется, идеальный, образ, который подчеркивает ограниченность времени и саму ситуацию, когда человек в течение суток полностью меняет свою судьбу.

— А вам не хотелось снять хэппи-энд, сделать финальный выбор героя другим?

— Хотелось. Честно скажу, такой финал — идея сценариста, и на нем настаивал продюсер. Я человек более гуманный. Я бы дал герою возможность что-то сделать иначе в конце. С другой стороны, эта жесткость заставляет зрителя задуматься над ситуацией, провоцирует к размышлению. Как некая метафора, думаю, такой финал имеет право на существование.

— Вам было интересно работать с актерами?

— Да, было очень интересно с актерами. Я считаю, у нас получилась блестящая актерская команда. Они и меня многому научили. Это же мой дебют — я очень много получил от них в профессиональном плане.

— А Максим Суханов учился кататься на роликах специально для фильма?

— Нет. Мы выяснили на роллердроме, что Максим Суханов активно занимался спортом, играл в хоккей. Для него как раз это не составило проблемы.

— В фильме интересен и значим образ города. Вы любите Москву?

— Да, я люблю Москву. Но у меня противоречивое отношение к ней. Я сам не москвич, я приехал из Иркутска: мои юность и детство были связаны с природой, поэтому Москва меня и пугает, и восхищает. И мне всегда было интересно, как показать этот город на экране. Мы хотели сделать его более-менее гламурным, но, когда начали выбирать натуру, заметили, что Москва — это такой конструктор "Лего". Она меняется прямо на глазах. Мы смотрели какое-то место, а через неделю приезжали и видели, что все абсолютно изменилось. Тогда нам стало интересно создать образ города-стройки.

— А рекламные "глюки" героя были задуманы изначально?

— Да, изначально, но впоследствии их целиком переписали. Вся реклама создавалась отдельным человеком, слоганы были им придуманы. Мы стремились к тому, чтобы эта реклама была и иронична, и зла, и где-то уже переходила в фантасмагорию. Мы хотели довести этот пласт фильма до абсурда.

— Спецэффекты делали в России?

— Со спецэффектами мы долго боролись. К сожалению, я считаю, в этом плане у нас не все получилось, как хотелось, хотя мы и пришли к какому-то качественному результату в конце концов. Я считаю, что качество графики в нашем кино оставляет желать лучшего. Я не имею ввиду именно "20 сигарет", я говорю о русском кино вообще. Для меня это урок на будущее: надо очень тщательно подходить к выбору фирмы, которая будет этим заниматься. Мы планировали все сделать гораздо быстрее, но, чтобы довести графику до качественного уровня, нам пришлось потратить массу сил и времени.

— За вполне развлекательным, в смысле изобразительного решения, фасадом, скрывается попытка воспитания...

— Мы пытались уйти от морализаторства и воспитания: Когда я впервые прочитал сценарий Соболева и дал почитать своим друзьям, сценаристам, многие сказали: "Да ты что! Кто будет сопереживать человеку, который совершает такой выбор в конце? Зритель будет чувствовать себя обманутым". Но мне было интересно сделать фильм-предупреждение.

— Что вам нравится в современном кино? Кого из режиссеров вы любите?

— Меня это даже пугает, но мне в современном кино мало что нравится. И это не лицемерие: я был воспитан на фильмах таких режиссеров, как Тарковский, Иоселиани. Вот то поколение режиссеров и то, что они делали, почему-то мне гораздо ближе, чем то, что создается сейчас. Собственно я потому и взялся за фильм, касающийся современной ситуации: мне было интересно, а как я увижу эту современность. Мне кажется, во многом нам удалось сделать современное кино. Но назвать кого-то, кто серьезно повлиял на меня из современных режиссеров, я не могу.

— Но Иоселиани — вполне современный режиссер.

Да. И мне кажется, режиссеры такого уровня, к счастью, всегда современны. Я вообще не люблю слово "модный" и стремлюсь к тому, чтобы наше кино было о вечных ценностях, а не о каких-то проблемах, которые "выйдут из моды" через год-два.

film.ru