«Свое» кино для зрителя

Режиссер Александр Рогожкин выпустил «тихий фильм». Его удалось увидеть нашему корреспонденту из Санкт-Петербурга Арнису Лепткову.

Режиссер Александр Рогожкин никогда не был аутсайдером и существовал по принципу наименьшего сопротивления: снимал кассовые и любимые народом «Охоты» всех времен года и общепризнанную «Кукушку».

Его новая работа – «Своя чужая жизнь» появилась втихую, хотя, принимала участие на Каннском кино-теле-рынке и весьма успешно (продана в десятки стран). «Дома» картина выпущена недавно, на хорошо оформленном DVD, в серии «Коллекция СТВ».

В поддержку фильма, Александр Владимирович издал сборник своей прозы с одноименным названием и оформлением.

Не проникнуться тем, что происходит в течение 220 минут экранного времени – трудно, впрочем, как и назвать жанр, в котором снят фильм. Я бы определил его, как биографически-исповедальный, так как закадровый текст читает сам Рогожкин.

Многослойность сюжета путает все карты. С одной стороны – реальная бытовая жизнь, творческие «мучения» режиссера Каллистратова (Леонид Громов) и его дружба с продюсером Семеном Михайловичем (Андрей Ташков) отсылают нас к привычным комедийным особенностям национального – на сей раз – кинематографа. И милиция принимает дорогих гостей с легкой закуской после узнавания знаменитостей, и замечательные шутки над бездарным режиссером, снимающим любовную сцену, и наряд ОМОНа неожиданно обрушивающийся на отдыхающую съемочную группу. Все это показано оператором Андреем Жегаловым нарочито ярко.

С другой – «вымышленная», романтическая история на фоне жестокого времени –литературного Петрограда двадцатых годов: Гумилев в очереди за селедкой, Мандельштам в поисках сладкого. Здесь – картинка уже с приглушенными, теплыми тонами.

Именно во второй (а может быть и первой, для Рогожкина, истории?), режиссерская удача – главные герои. Французская пара, оператор – хроникер Этьен Фаберже (Владимир Кошевой) и его жена Франсуаза (Елизавета Боярская), и русская пара – поэт, бывший офицер Петр Версилов (Михаил Елисеев)и его подруга-поэтесса Ольга (Виктория Евтюхина). Они молоды, хороши собой, естественно, влюблены. Это любовь в стиле Серебряного века – мужчины поменялись дамами, но остались друзьями.

Романтическая четверка живет не своей – надуманной чужой жизнью. Фаберже пропадает на митингах, Версилов по ночам пишет стихи, а утром отправляет их в печку. Только женщины чувствуют «свою жизнь» и хотят чего-то другого, бОльшего…

Не смотря на очевидную сентиментальность, которую подчеркивает грустная мелодия (композитор Дмитрий Павлов), Рогожкина волнует проблема вечных конфликтов Художника: с властью, со своими близкими (развод с женой, «трудный» возраст сына), с продюсером (бесконечные компромиссы) – «больная тема» любого творческого человека.

cinema.newizv.ru