Открылся XXVIII Московский международный кинофестиваль – трансвеститы, медведи, контейнеры, убийства, художники, любовь, любовь, любовь.
Еще в прошлом году организаторы ММКФ объясняли, что лучше пусть на фестивале будет меньше звездных гостей, но больше хороших фильмов, чем наоборот. Накаркали, и накаркали глобально: фестиваль начался со скандального неприезда главного звездного гостя – председателя жюри Михаэля Ханеке, а зато в основной конкурсной программе оказалось сразу три живых классика.
Из них самый интересный – Рауль Руис с продюсерской версией фильма «Климт» (режиссерская, на полчаса длиннее, была показана на Роттердамском фестивале и показалась критикам излишне иллюстративной). Великий чилиец Руис, давно живущий во Франции, сделал не биопик, а фантасмагорию (ничего другого от него и не ждали), в роли художника Густава Климта – Джон Малкович на фоне fin de ciecle. Венгерский классик Иштван Сабо представляет социальную сатиру «Родственники» (посмотрим на Олега Табакова в роли мэра провинциального городка – кастинг, кажется, идеальный).
Французский мэтр Бертран Блие опять расскажет о любви, на этот раз на примере парижской проститутки Моники Беллуччи в фильме под названием «Сколько ты стоишь». Единственный российский фильм в конкурсе – «Червь» Алексея Мурадова.
Во втором по значимости конкурсе «Перспективы» можно посмотреть российский фильм «Франц + Полина» Михаила Сегала. Он снят по старому сценарию Алеся Адамовича, это история любви белорусской крестьянки и немецкого оккупанта (нет повести печальнее на свете). Вообще же российские программы, в том числе ретроспективы «Кинематограф оттепели» и «Возвращение фильма», пройдут в Доме кино, соберут много народу и заставят всех рассуждать об очередном этапе возрождения национального кинематографа.
В этом году, кажется, обоснованно.
Как ни странно, самой интересной обещает быть новинка фестиваля – программа документального кино «Свободная мысль». Десять фильмов, и в первую очередь стоит посмотреть «Человека-гризли» Вернера Херцога: история специалиста по медведям гризли, которого сожрали эти самые медведи, история идеалиста, рассказанная уставшим пессимистом.
В программе «Гала-премьеры», которая обещает быть даже интереснее «Восьми с половиной фильмов», – победитель Берлинале «Грбавица», камерный дебют Ясмилы Жбавич о Сараеве и женской доле, а еще пичуловский «Кинофестиваль» и восхитительный сборник короткометражек о Париже «Париж, я тебя люблю». Его сняли разные режиссеры, в том числе Ван Сэнт, братья Коэны, Ассайяс и Тыквер, и некоторые из этих пятиминутных путеводителей по Парижу приближаются к гениальности.
Ценителям Лелюша – «Бесстрашная любовь», новый фильм мэтра о мужчине и женщине, в очередной раз заставляющий вспомнить строчки: «…абажур из плюша, / и если здесь придется переспать, / то будет все как в фильме у Лелюша».
Фильмов с Берлинале будет много: транссексуальное датское «Мыло» Перниллы Фишер Кристенсен (гран-при берлинского фестиваля), не менее транссексуальные «20 сантиметров» Рамона Салазара и крышесносящий «Контейнер» Лукаса Мудиссона, где зануда Мудиссон предстает скорее поэтом, чем режиссером. Хотя некоторые, может, и решат, что он поэт в духе вогонов, худших стихоплетов во всей Галактике. Мудиссон объясняет, что «Контейнер» – «немое черно-белое кино со звуком». Обязателен к просмотру Пен-ек Ратанаруанг со своими «Невидимыми волнами» – хотя бы ради операторской работы (снимал его оператор Кар-Вая Кристофер Дойл). Этот фильм покажут в программе «Азиатский экстрим», в эту же программу неожиданно попал турецкий фильм Нури Бельге Сейлана «Времена года» – простенькая, но честная история о любви, почему-то потрясшая зрителей недавнего Каннского кинофестиваля. А фильм «Ахлаам» Мохаммеда аль-Даражди интересен хотя бы тем, что в нем можно будет увидеть, как выглядит сегодняшний Багдад – вот уж где настоящий экстрим.
В самой любимой интеллектуалами программе «Восемь с половиной фильмов» помимо «20 сантиметров», «Мыла» и «Контейнера» – мрачная румынская сага о системе здравоохранения «Смерть господина Лазареску» Кристи Пуи. Новый фильм Яна Шванкмайера «Безумие» порадует любителей де Сада – поразительно, насколько абсурдным становится любое историческое время, как только представляешь себе, что Шванкмайер снимает о нем кино.
В программе «Вокруг света» – счастье на любой вкус, от «Науки сна» Мишеля Гондри до гнилостной венгерской «Таксидермии», от безумного ужастика по сценарию Крейвена «У холмов есть глаза» до прекрасного недовестерна Томми Ли Джонса «Три могилы» (у пиратов продается уже несколько месяцев, но в жутком переводе). Много радости обещает иранский фильм «Мужчины за работой»: это комедия абсурда о булыжнике фаллической формы по сценарию Аббаса Киаростами.
Что касается всего остального, то Пушкин, как и в предыдущие годы, будет стоять к гостям фестиваля спиной, Михалков – лицом, председательствовать в жюри будет Анджей Жулавский, звездные гости все-таки приедут (ожидается, к примеру, Депардье), очереди в кинотеатры будут длинными, а аплодисменты – бурными и продолжительными.
На открытии покажут фэнтези Чен Кайге «Клятва», самый дорогой фильм в истории китайского кино, сказку о том, как опасно договариваться с богами. На закрытии – легкое и яркое «Возвращение» Педро Альмодовара: ура, ура, к испанцу вернулось чувство юмора. Между тем и этим – трансвеститы, медведи, контейнеры, убийства, художники, любовь, любовь, любовь.