«Убили Сашу!»

30 ноября в прокат выходит фильм Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль»

Не успела страна опомниться после шока зачем-то восставшего из небытия «Тихого Дона» Сергея Бондарчука, как на экраны - правда, ограниченным прокатом - выходит фильм дочери славного режиссера Натальи Бондарчук под названием «Пушкин. Последняя дуэль». В нем режиссер и актриса (самой известной ролью которой остается Хари в «Солярисе» Андрея Тарковского) делает попытку восстановить ход роковых событий, приведших к гибели великого поэта. Бондарчук, как сообщает пресс-релиз, «придала общеизвестному иной смысл, построенный не столько на ее личных убеждениях, а на сведениях, полученных в процессе долгого и кропотливого труда над обширным и, казалось бы, «статичным» материалом. Пришло время узнать правду».

Правда состоит буквально в следующем: Александр Пушкин был, оказывается, рыжим и голубоглазым человеком (с лицом Сергея Безрукова), которого погубили зловредные иностранцы - французы, голландцы и австрийцы, жадною толпой стоявшие у русского трона. Царя Николая I, прозванного в народе Палкиным, режиссер рисует благородным отцом нации, которому, как явствует из диалогов между поэтом и государем, свободолюбивый Пушкин готов служить даже дворником.

Несмотря на то, что в составленном начальником сыска Дубельтом (Борис Плотников) списке лиц, причастных к завершившемуся дуэлью заговору вокруг Пушкина, было много русских фамилий, режиссер с особым удовольствием акцентирует имена инородцев - Нессельроде, Геккерен, Дантес. Последний, подчеркивает Бондарчук, был гомосексуалист и в сношениях со своим приемным отцом, бароном Геккереном, играл «пассивную роль». Когда заканчиваются аргументы, вспыхивают эмоции. «И нос у тебя длинный!» - замечает Нессельроде маленький русский мальчик, которому царедворец отказался подать милостыню.

Похожий на Пушкина еще меньше, чем на Есенина, Сергей Безруков в фильме заклеен в неопрятные и нечесаные рыжие бакенбарды. Актер привычно хлопочет лицом и по любому поводу щерит белые зубы. В то, что этот человек может написать стихотворение «Пророк» или «Капитанскую дочку», как-то не очень верится. Вот он истекает сусальной слезой, держа в руках новорожденную дочь. Вот он, баловник (не путать с «наперсниками разврата»!), желает овладеть Натальей Николаевной (Анна Снаткина) прямо в карете. А вот, выведенный из себя, гневно бросает нежной супруге строчку из письма: «Ты радуешься, что за тобой, как за сучкой, бегают кобели, подняв хвост трубочкой и понюхивая тебе задницу!»

На секунду перестав кликушествовать об «истреблении лучших русских умов» и «политической измене», фильм превращается в натужную мелодраму, в каковом жанре ему лучше было бы и оставаться. «Убили Сашу!» - криком кричит опомнившаяся на 15-й день после смерти мужа Наталья Николаевна. Иной невоздержанный критик мог бы бросить те же слова в лицо режиссера и продюсера Натальи Бондарчук. Я же этого делать не стану. Убить Сашу ей, пожалуй, действительно удалось. Александру же Сергеевичу ни жарко, ни холодно.

www.kp.ru