Открывающийся в среду Лондонский кинофестиваль станет юбилейным - в этом году он проводится в 50-й раз. В главном показе - три российские ленты.
В отличие от своих более именитых собратьев, к числу фестивальных грандов Лондонский кинофорум не принадлежит - главным образом потому, что здесь нет конкурса. Сюда съезжаются поменьше звезд, здесь нет пестрой фестивальной мишуры, да и темноватый ноябрьский Лондон конечно не так броско зрелищен, как майский Канн или августовская Венеция.
Кому-то это может показаться недостатком, но для подлинного любителя кино Лондонский фестиваль - раздолье. Не ограниченный необходимостью обязательно показывать премьеры или жесткими временными рамками конкурсных программ, Лондон предлагает своему зрителю настоящее пиршество - все лучшее, что создано в мировом кино за год.
Урожайный год "российского кино"
Российское, или шире - пост-советское кино, на лондонском фестивале своего прочного постоянного места пока, увы, не завоевало. В удачный год здесь может быть пять-шесть картин. В неудачный - одна, и то в каком-нибудь архивном показе.
Год нынешний в этом смысле вполне урожаен. В главном показе три российские ленты "Свободное плавание" Бориса Хлебникова (на прошлогоднем фестивале шел его "Коктебель"), уже побывавший в Венеции "Остров" Павла Лунгина (несколько лет назад лондонцы видели его "Свадьбу") и с большим интересом ожидаемый дебютант Лондона Константин Лопушанский с его экранизацией романа братьев Стругацких "Гадкие лебеди".
Есть здесь и новый фильм давно уже ставшего французским режиссером мэтра Отара Иоселиани "Сады осенью". А в так называемом "Авангардном уикенде" раздела "Эксперимента" - короткая 7-минутная лента видеохудожника Виктора Алимпиева "Соловушка".
Бывший россиянин Кирилл Михановский покажет в Лондоне свою дебютную ленту - бразильско-американско-российскую копродукцию "Сны о рыбе", которую уже видели и в Канне, и в Москве.
Более 300 картин
Открывается фестиваль по традиции фильмом британским. И хотя название гала-премьеры этого года звучит тоже вполне по-британски - "Последний король Шотландии", - на самом деле лента известного документалиста Кевина Макдональда рассказывает о судьбе печально знаменитого диктатора Уганды Иди Амина.
Сыграл его известный американский актер Форест Уитейкер, а "шотландское" название объясняется детской привязанностью Амина к Шотландии - охваченный ненавистью к британским колонизаторам, он предлагал даже поднять угандийское войско на борьбу за шотландскую независимость.
Не менее интересен и фильм закрытия - британская премьера нового крупного полотна мексиканского режиссера Алехандро Гонзалеса Инарриту. Прославившись своим дебютом "Сука-любовь", он затем снял в Голливуде острую драму "21 грамм". Новый, наполненный звездами (Бред Питт, Кейт Бланшетт, Гаэль Гарсия Берналь) фильм "Вавилон" заключает трилогию.
Лондону и без фестиваля грех жаловаться на недостаток мирового кино. Упорный и неутомимый любитель и в обычной повседневности выловит показы, мелкие неброские фестивали, а то и мелькнувший в коротком прокате где-нибудь в арт-хаусном Институте современного искусства редкий фильм из Таиланда или Казахстана.
Фестиваль, однако собирает и отбирает лучшее, рассортировав гигантскую - 181 полнометражный и 131 короткометражку из 50 стран мира - программу по разделам.
Названия разделов за годы стали давно привычными: "Кино на площади" (главные показы идут в паре-тройке кинотеатров на центральной Лестер-сквер), "Новое британское кино", "Французские обороты" (британские киноманы испытывают пиетет к французскому кино - Франция, единственная, кроме США, страна мира, фильмы которой не как исключение, а как правило попадают в британский прокат), "Кино Европы", "Мировое кино" (африканская, азиатская и латиноамериканская киноэкзотика), "Эксперимента", "Сокровища из архивов", "Короткий метр и анимация".
Отдельный, крайне интересный раздел - встречи с актерами, режиссерами, продюсерами. В этом году гости Лондона - Форест Уитейкер, Дастин Хофман, Тим Бертон, Пол Верховен, Ричард Линклейтер.
cinema.ya1.ru